Кафедра общей психологии

Кафедра общей психологии СмолГУ, является базовой по обеспечению такой классической университетской специальности как «психология», которая предполагает реализацию как фундаментальной, так и прикладной подготовки психологов. Специальность 030301.65 «психология», открыта в Смоленском государственном университете с 2007 года. С 2011 года начинается подготовка по направлению бакалавр и магистр психологии. Условный профиль подготовки бакалавров — «психологическое консультирование», по которому еще не осуществляется обучение в Смоленском регионе.

Кроме обязательных дисциплин (общей психологии, экспериментальной психологии, возрастной психологии, социальной психологии, экологической психологии, этнопсихологии и др.) слушателям предоставляется широкий выбор оригинальных курсов, таких как: «основы психотерапии», «семейное консультирование», «теория и практика гештальттерапии», «телефонное консультирование», «введение в НЛП (нейролингвистическое программирование)» и др.

Среди сотрудников кафедры лучшие преподаватели Смоленска: 3 доктора психологических наук, профессора (С.П. Иванов, В.В. Селиванов, В.В. Гриценко), 8 кандидатов психологических наук, доцентов. Многие из преподавателей кафедры общей психологии стажировались в европейских и американских университетах.

 

Сотрудники кафедры

 

Селиванов Владимир Владимирович

доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии СмолГУ

Закончил факультет педагогики и психологии Московского государственного педагогического университета, аспирантуру Института психологии Российской Академии Наук..

Защитил диссертации в 1988 г. – кандидатскую – «Взаимосвязь когнитивного стиля и процессуальных характеристик мышления», 2001 г. – докторскую - «Мышление в личностном развитии субъекта» по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии.

Является учеником выдающегося российского психолога Андрея Владимировича Брушлинского (член-корреспондент Российской Академии Наук, академик Российской Академии Образования, директор Института психологии Российской Академии Наук).

Специалист в области психологии мышления, интеллекта, психологии одаренности, когнитивной психологии, неклинических видов индивидуального консультирования. Является создателем нового вида неклинической психотерапии – субъектной психотерапии, сертифицированным НЛП-практиком, участником тренинговых сессий в Германии, Венгрии, Монреале, Париже, Москве и др.

В 1992 году организовал первый в Смоленской области факультет психологии в Смоленском гуманитарном университете, который осуществляет подготовку психологов по классической университетской специальности – «психология». Входил в состав официальных Российских делегаций на международных научных конференциях в Париже (Франция, 1993), на 26 Международном психологическом конгрессе в Монреале (1996) и др., являлся участником совместных исследований с Домом Наук о Человеке (Париж), по социальной перцепции с профессором В. Дуазом (Швейцария), с лабораторией психологии личности Института психологии РАН, с лабораторией экспериментальной психосемантики МГУ имени М.В. Ломоносова и др. Созданный им «Центр развития» принят в Международную организацию Европейского Союза «Евроталант» и осуществляет деятельность по развитию способностей одаренных детей в дошкольных и школьных учреждениях Смоленской области. Организатор Центра психологических исследований, его научные исследования поддержаны 6 грантами РГНФ, международным фондом Европейского Союза INTAS.

В настоящее время в конкретных исследованиях реализует новую субъектную парадигму в психологии, разработал стадии развития субъекта в онтогенезе, основы новой субъектной психотерапии, использует компьютерное моделирование, методы виртуальной реальности в исследовании мышления, сознания и бессознательных установок личности.

Преподаваемые курсы: «общая психология», «возрастная психология», «методологические основы психологии», «основы психотерапии»,

Основные публикации

1. Мышление и личность. - Смоленск: СГУ, 1998. – 240 с.

2. Психология сознания. - Смоленск: СГУ, 1999. – 144 с.

Мышление в личностном развитии субъекта (второе издание). - Смоленск: Универсум, 2003. – 312 с. Селиванов В.В., Плетеневская Н.Н. Психология мышления: соотношение осознанного и неосознанного. - Москва: Издательский дом «АТИСО», 2009. – 168 с.

5. Свойства субъекта и его жизненный цикл //Психология индивидуального и группового субъекта (Ред. Брушлинский А.В.). - М. : ПЕРСЭ, 2002. - С. 310-329.

6. Вклад А.В. Брушлинского в понимание психологической природы мышления //Психологический журнал, 2003, т. 24, № 2. - С. 107-113.

7. Виртуальная субъектность: за и против //Методологические и медико-психологические аспекты здорового образа жизни. – Смоленск: Универсум, 2003 (соавтор Селиванов А.В.).

8. Континуально-генетическая логика исследования психологии субъекта //Вопросы психологии, 2004. - № 4. – С. 138-140.

 

Белугина Мария Анатольевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии СмолГУ

В 2005 г. окончила Смоленский государственный педагогический университет (СГПУ) психолого-педагогический факультет по специальности «Педагогика и психология», здесь же с 2005 по 2008 г. обучалась в аспирантуре. В 2009 г. защитила кандидатскую диссертацию «Психологическое содержание жизненных стратегий личности в юношеском возрасте» (научный руководитель: к.п.н., доцент Куликов Г.П.) по специальности 19.00.01 «общая психология, психология личности, история психологии».

Специалист в области исследования содержания и процесса формирования жизненных стратегий студентов, особенностей жизненного планирования и временной перспективы, психологических механизмов воздействия СМИ, психологии менеджмента, консультирования в трудных жизненных ситуациях.

Преподаваемые курсы: «общая психология», «консультирование в кризисных ситуациях», «психология личности», «экспериментальная психология», «психологические механизмы влияния СМИ на сознание человека», «антикризисное управление персоналом», «общий психологический практикум»

Хобби: редактор факультетской газеты Pe-Psy, координатор участников добровольческой деятельности, вышивание J

Основные публикации.

1. Белугина М.А. Психологические механизмы формирования жизненных стратегий личности в юношеском возрасте / М.А.Белугина [текст] // Вестник университета (Государственного университета управления). – №8(46). – М.: ГУУ, 2008. – С.33-35.

2. Белугина М.А. Структура и динамика формирования жизненной стратегии в юношеском возрасте / М.А.Белугина [текст] // Ярославский педагогический вестник. – №4 (57). – Ярославль, 2008. – С.109-111.

3. Белугина М.А., Разина Л.С. Формирование психологической готовности к выбору индивидуального маршрута обучения у студентов-бакалавров первых курсов вузов города Смоленска / М.А. Белугина, Л.С. Разина [Текст] // Сборник конкурса молодых ученых Смоленской области. - г. Смоленск «Смоленская городская типография», 2010. - с.116-122.

4. Белугина М.А., Опыт исследования жизненных стратегий личности /М.А. Белугина [Текст] // Экспериментальная психология в России / под. Ред. В.А. Барабанщикова. – М., 2010. – с.655-661

 

Иванов Сергей Петрович

доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии СмолГУ

В 1977 г. окончил Смоленский государственный институт им. К.Маркса.

Ученая степень кандидата психологических наук присуждена по специальности 19.00.07 – возрастная и педагогическая психология диссертационным советом НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР в 1989г.

Ученая степень доктора психологических наук присуждена по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология диссертационным советом при Психологическом институте Российской Академии Образования в 2002г.

Ученое звание доцента по кафедре психологии по специальности 19.00.07 – возрастная и педагогическая психология присвоено в 1993г.

Ученое звание профессора по кафедре психологии присвоено в 2007г.

Действительный член АПСН (Академии педагогических и социальных наук). Член диссертационного совета Д 212.254.02 при Смоленском государственном университете, член диссертационного совета Д 521.027.01 при Московском психолого-социальном университете.

Член редакционного совета журнала «Известия Российской Академии Образования». Член редколлегии журнала «Вестник Полоцкого государственного университета» Серия Е – педагогика и психология.

В период с 2002г. по август 2011г. руководил кафедрой психологии психолого-педагогического факультета СмолГУ.

С сентября 2011г. работает на должности профессора кафедры психологии психолого-педагогического факультета СмолГУ.

В качестве научного руководителя подготовил 2 (двух) кандидатов психологических наук.

Область научных интересов: психология деятельности, психология художественной деятельности, личности и субъекта (научная школа Л.С. Выготского – А.Н. Леонтьева).

Автор свыше 90 публикаций.

Основные научные и научно-методические работы:

Мир личности: контуры и реальность: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. – 160с.Психология художественного действия субъекта: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003,. – 640с.Субъект действия в пространстве историко-культурной ситуации развития. // Субъект действия, взаимодействия, познания. (Психологические, филосовские, социокультурные аспекты) / отв. ред. Э.В. Сайко. – М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. С.54-70. – 17с.Мироотношение и миропонимание субъекта в кризисную эпоху: аспект целеполагания исторического действия субъекта // Култура в эпоху цивилизационного слома: материалы Международной научной конференции. 12-14 марта 2001г. Москва / российская академия наук, Научный совет по истории мировой культуры. – М.: «Прометей» МГПУ, 2001. – С. 286-303. – 17с.Субъект художественного действия в построении и развитии культурных сфер. // Человек как субъект культуры (Субъект в мире – Мир субъекта) / отв. ред. Э.В. Сайко. – М.: Наука, 2002. С. 331-365. – 34с.

 

Капиренкова Оксана Николаевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии СмолГУ

Закончила факультет психологии Смоленского гуманитарного университета (в 1998г.),

аспирантуру Московского гуманитарного университета (в 2003)

Защитила диссертацию на соискание степени кандидата психологических наук в 2004г. на тему «Креативность личности лидера как фактора интеграции малой группы», руководитель- член-корреспондент РАО, профессор, доктор психологических наук Барабанщиков В.А.

Научные интересы:
изучение креативности личности в социальных проявлениях, влияние креативности личности на интегративные процессы малой группы, изучение особенностей лидера малой группы,восприятии лидера малой группы, этнофункциональные механизмы межличностного взаимодействия.
Преподаваемые дисциплины: введение в профессию, экологическая психология, этнопсихология, психологическая поддержка пожилых лиц, гуманистические концепции консультирования, психологические технологии группового тренинга.

Основные публикации:

Креативность личности лидера как фактора интеграции малой группы. Москва: Изд-во Московского гуманитарного университета,2004.Взаимосвязь креативности личности и межличностных отношений. Психология когнитивных процессов: материалы всероссийской научно- практической конференции, - 2007, с.328-334. Влияние психологических черт лидера на формирование креативности членов группы. Психология когнитивных процессов: материалы всероссийской научно- практической конференции, 2009, с.219-224Влияние психологических особенностей личности и профессиональной направленности на восприятие картин. www// library.bu, Белорус.электронная библиотека, декабрь, 2010.Креативность субъектов образовательного процесса и проблемы ее формирования. Актуальные проблемы высшего профессионального образования в России: материалы Всероссийской научно- практической конференции- Смоленск: Городская типография; ВА ВПВО ВС РФ, 2011.- 212с., с.50-55 Психологическая работа с детским коллективом: организация и проведение производственной практики в летной период/ Муращенкова Н.В. Учебно- методическое пособие для студентов. - Смоленск, 2009.-56с.

 

Киселева Светлана Леонидовна

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии СмолГУ

Образование:

основное – высшее, специальность «дошкольная педагогика и психология» (красный диплом) (1997 г.)аспирантура по специальности «психология» в Институте дошкольного образования и семейного воспитания РАО (Москва, 2002 г.), специальность «психолог – консультант» в Институте практической психологии «Иматон» (Санкт-Петербург, 2007 г.),

В 2009 г. защитила кандидатскую диссертацию «Развитие воображения в изобразительной деятельности дошкольников (в условиях формирования способности «видеть целое раньше частей»)» (2009 г.) (Научн. рук. – доктор психологических наук, проф. В.Т. Кудрявцев).

Заместитель декана факультета. Стаж психологического консультирования 5 лет.

Специалист в области психологии воображения, развития воображения в дошкольном возрасте, интегративного подхода в психологическом консультировании, гештальт-терапии. Интересуется парапсихологией.

Преподаваемые курсы: психологическое консультирование, психология общения, детская, возрастная психология, консультативная психология.

Основные публикации.

1 Киселева С.Л. Аксиологические возможности изобразительной деятельности в развитии способности видеть целое раньше его частей у детей старшего дошкольного возраста //Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования: Материалы Международной научно-практической конференции: В 2-х ч. Ч. 2. - Смоленск: СГПУ, 2004. - С. 59-64.

2. Киселева С.Л. Проблема развития способности видеть целое раньше его частей в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста //Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: Материалы Международной научно-практической конференции: В 2-х ч. Ч. 2. - СПб: СПб институт управления и права, 2006. - С. 43-47.

3. Развитие воображения в изобразительной деятельности дошкольников (в условиях формирования способности «видеть целое раньше частей») //Одарённое поколение Смоленщины: проблемы, подходы, перспективы: сборник материалов международной научно-практической конференции. - Смоленск:, 2008. - С. 187-191.

4. Способность видеть целое раньше его частей - ключевая образующая детской креативности //Психолого-педагогическое сопровождение в образовательных учреждениях Российской Федерации формирования человека как личности на этапе межпоколенческого перехода молодёжи: Сб. статей. - М.: Издательство МПСИ, 2008. - С.79-83.

5. Киселева С.Л. К вопросу о развитии способности видеть целое раньше его частей у старших дошкольников //Московский государственный областной университет. Серия «Психологические науки» №1. - М.: издательство МГОУ, 2009. - С. 70-77.

6. Киселева С.Л. Психологические особенности социализации современных юношей и девушек в условиях профессиональной ориентации //Психолого-педагогическое сопровождение в образовательных учреждениях Российской Федерации формирования человека как личности на этапе межпоколенческого перехода молодёжи. – М.: МПСИ, 2010. – С. 52-57.

 

Князютенкова Светлана Анатольевна

старший преподаватель кафедры общей психологии СмолГУ

В 1997 году окончила Московский государственный открытый педагогический университет по специальности: практический психолог, учитель психологии. С 2004 по 2008 учебный год обучалась в аспирантуре СмолГУ. С 2008 года работает в Смоленском государственном университете в качестве старшего преподавателя.

Область научных интересов: Личность современного учителя, отношение педагогов к детям – мигрантам, коррекционно – развивающая работа с детьми, имеющими отклонения в развитии.

Преподаваемые курсы: «Детская практическая психология», «Методика преподавания психологии». «Психологическая служба в образовании».

Последние печатные работы:

Князютенкова С.А. Теоретические аспекты работы специалистов в образовательном учреждении по сохранению психолого – педагогического здоровья ребенка. Методические пособие. – Смоленск: Унитверсум, 2006. – 28с. Князютенкова С.А., Трифаненкова С. В. Деятельность социально – психологической службы образовательного учреждения с «Трудными» детьми и подростками. Смоленск, 2008, - 116 с.Князютенкова С.А. Воспитание современного школьника в современных условиях: содействие и противодействие формированию личности//Психолого – педагогическое сопровождение в образовательных учреждениях Российской Федерации формирования человека как личности на этапе межпоколенческого перехода молодежи: Сб. статей / Под общ ред. С. П. Иванова – М.: Издательство Московского психолого – социального института, 2008. – 344с.

 

Машкова Ирина Юрьевна

кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей психологии СмолГУ

сертифицированный врач-психотерапевт первой категории, член Российск4ого общества психиатров и Российской психотерапевтической ассоциации, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психологии Смоленского государственного университета.

Закончила Смоленскую государственную медицинскую академию в 1996 г. Стаж практической работы в качестве врача-психотерапевта в государственных и коммерческих учреждениях здравоохранении г.Смоленска 15 лет. Стаж педагогической деятельности в образовательных организациях высшего профессионального образования 10 лет.

Проходила стажировку и повышение квалификации:

Повышение квалификации на цикле «Психотерапия», «Вопросы психиатрии» ФПК Смоленской государственной медицинской академии (2002 г., 2007 г.).

Обучающий личностно-ориентированный тренинг на базе учебного центра Российской Психотерапевтической Ассоциации (совместно с Федеральным центром по психотерапии Минздравмедпром России), «Актуальные вопросы психосоматических и пограничных психических расстройств» ММА им. И.М. Сеченова ФППО (2000 г.), «Гуманитарные проблемы современности» Санкт-Петербургский государственный университет (2006 г.). Принимала участие в работе Смоленского некоммерческого семинара по психотерапии и прикладной психологии по направлениям: «Профессиональный логоанализ», «Супервизия: эффективность профессиональной помощи». Имеет дополнительную подготовку по проблеме «Защита детей от жестокого обращения и насилия»

Занимается научной работой. Опубликовано 55 научных работ. Принимала участие в работе ХIII съезда психиатров Российского общества психиатров (Москва, 2000 г.), Всемирного конгресса «Внутриутробный ребенок и общество» (Москва, 2007), международных и всероссийских конференциях.

На психолого-педагогическом факультете СмолГУ с 2002 г. преподает дисциплины «Психотерапия», «Семейная психотерапия», «Семейное консультирование», «Нарушения психического развития», «Клиническая психология». Является автором-разработчиком практически ориентированных курсов «Психология родительства и репродуктивного здоровья», «Общая психопатология и основы психосоматики». Ведущая мастер-классов «Практика трансгенерационного анализа», «Преодоление созависимости».

Руководитель проекта «Пространство возможностей», направленного на поддержку семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями социализации, реализуемого при поддержке благотворительного фонда «ОПОРА».

Основные публикации:

Основы нейропсихологии (учебно-методическое пособие) (соавт. Осипова Н. Н., Семакова Е.В.); Министерство образования и науки РФ; Смол.гос.ун-т. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2006. – 100.Психологическое консультирование: учебно-методический комплекс / И.Ю.Макарова; Министерство образования и науки РФ; Смол.гос.ун-т. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. – 80 с.Исследование трансгенерационных феноменов в развитии психических расстройств. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психология и современное общество». – СПб., 2007.Роль семьи в формировании дефицита внимания и гиперактивности у детей (соавт Семакова Е.В.)// «ВНУТРИУТРОБНЫЙ РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО. РОЛЬ ПРЕНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В АКУШЕРСТВЕ, НЕОНАТАЛОГИИ, ПСИХОТЕРАПИИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛОГИИ. Книга в 2-х томах материалов всемирного конгресса, объединяющего 6 «Через интеграцию наук к сохранению репродуктивного здоровья семьи» Российской ассоциации пре- перинатального развития и 17 международный съезд Международной ассоциации пренатальной и перинатальной психологии и медицины. – М.: Академия, 2007. (С. 110-111; 189-190),«Методологические аспекты применения трансгенерационного анализа в клинической психотерапии» // Материалы международной научно-практической конференции КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ:теория, практика и обучение (Санкт-Петербург 2010 г.)Системные семейные условия реализации репродуктивной функции // Материалы научно-практической конференции «Сохрани мне жизнь» (Смоленск, 2010)

 

Ирина Вадимовна Полякова

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии СмолГУ

В 1981 году окончила факультет иностранных языков Смоленского государственного института (СГПИ). С 1990 по 1993 год обучалась в аспирантуре Московского государственного лингвистического университета. В 1993 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 19.00.07 «педагогическая психология». Тема диссертации «Культурно-языковая норма: ситуативный и контекстный уровни усвоения». В 1992 г. проходила стажировку на психологическом факультете МГУ на кафедре возрастной психологии. Стажировка в Швеции в Стокгольме в рамках программы «Развивай свою фирму», IFL, где курировала блок «Управления персоналом».

Специалист в области возрастной психологии, психологии личности, психологии управления. Является бизнес-консультантом по вопросам управления персоналом, тренер (стаж работы более 6 лет, управление персоналом, тренинги личностного роста, психодиагностика, психологическая коррекция). Среди клиентов, с которыми работала автор, руководители, собственники и коллективы крупных предприятий и учреждений: «Автотранспортный колледж», «Агентство оценки Ковалевой и компании», «Антураж», «Аркада», 1-я городская больница г. Смоленска, «Газэнергопромбанк», «Доминанта», «Елизавета», «Защита +», «Искра маркет», «Источники тока», кафе «Домино», «Русский двор», «Контакт», «Консультант выбор», «Кристалл», таможня г. Смоленска, «Телепорт» и др. (тел. моб 89107263010)

Преподаваемые курсы: «общая психология», «история психологии», «психология общения», «методы активного социально-психологического обучения», «социальная психология», «развитие коммуникативной компетентности», «личность и личностный рост».

Имеет около 90 научных и учебно-методических публикаций, в том числе учебные пособия по управлению персоналом, организационному поведению, конфликтологии, психологии и педагогике.

Основные публикации.

1. Учебное пособие. Тестовые задания по курсу общая психология. В 2 ч. . – Смоленск: СГПИ, 1994 – 1995 г.

2. Учебное

 

Разина Лидия Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии СмолГУ

В 2005 г. закончила Смоленский государственный педагогический университет (СГПУ) психолого-педагогический факультет по специальности «Педагогика и психология» с отличием. С 2005 г. по 2008 г. обучалась в аспирантуре в Смоленском государственном университете по специальности 19.00.07 – педагогическая психология. В 2009 г. защитила кандидатскую диссертацию по психологии на тему «Психологические механизмы толерантного поведения студенческой молодежи в педагогическом взаимодействии». С 2008 г. и по настоящее время работает на кафедре психологии Смоленского государственного университета.

Специалист в области психологии деятельности и ценностей, психологии толерантности, педагогической и возрастной психологии.

Ведет внеаудиторную работу со студентами: кинолекторий по психологической тематике, учебные экскурсии.

Преподаваемые курсы: «общая психология», «общий психологический практикум», «библиотерапия», «общение в детском возрасте», «социальная психология».

Основные публикации.

Чмелева Л.С. Границы толерантности в наследии отечественных философов // Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования: материалы 2-ой международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч 1. – Смоленск: СмолГУ, 2006. - С. 75-80.Разина Л.С. Толерантное поведение студентов в современном образовательном процессе // Психология и педагогика в инновационных процессах современного образования: материалы всероссийской научно-практической конференции. – СПб., 2008. – С. 305-307.Разина Л.С. Изучение стереотипов восприятия как предпосылки толерантного реагирования // Высшее образование сегодня. – М., 2008. - № 10 - С. 60-64.Разина Л.С. Тренинг как способ формирования толерантного поведения у студентов // Социальные трансформации: материалы международного коллоквиума «Высшая школа в развивающейся России: история, традиции и современные проблемы». – Смоленск: СмолГУ, 2008. – Вып.17. – С.367-372.Разина Л.С. Диалоговые формы взаимодействия как способ развития толерантного поведения у студентов // Психология в вузе. – Москва-Обнинск. - 2009. - №4 – С. 37-58.Разина Л.С. Рефлексивно-творческое взаимодействие в образовательном процессе // Образовательно-инновационные технологии: теория и практика: монография. – Книга 5. – Воронеж: ВНПУ, 2010. – С. 256-269.

 

Семакова Елена Владимировна

Кандидат медицинских наук,  доцент кафедры общей психологии СмолГУ. Закончила медицинскую академию в 1997 году (врач-невролог, психотерапевт). С 2006 года сертифицирована как педагог-психолог, нейропсихолог. Специалист в компьютерной диагностике и прогнозировании развития ребенка (патенты).

Автор более 150 научных статей, 3 монографий, учебного пособия. Основные преподаваемые дисциплины: клиническая психология, психогенетика, нейропсихология, неврология, психосоматика. Координатор магистратуры направления 030300.68 Психология, профиль: Клиническая психология. Практикующий нейропсихолог.

 

Терещенко Владимир Валерьевич

Кандидат психологических наук,  доцент, доцент кафедры общей психологии, практикующий психолог, специалист по судебно-психологическим экспертизам,  стаж работы по специальности 19 лет.

Образование – медицинское (ВМУ, 1992, по специальности «Лечебное дело»), психолого-педагогическое (1997, специальность «дошкольная педагогика и психология», «практическая психология»). Последипломное обучение - Российская медицинская академия последипломного образование (переподготовка по клинической психологии,  1998), обучение  на рабочем месте в должности медицинского психолога  в лаборатории клинической психологии под руководством кандидата психологических наук С.В. Лонгиновой  в МГКПБ № 4 им. П.Б. Ганнушкина при НИИ психиатрии МЗ РФ, 1997,  тематическое усовершенствование «Основы судебной и медицинской психологии» в государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского (Москва, 2002), тематическое усовершенствование «Вопросы клинической психологии и психотерапии», (Смоленск СГМА, 2002, 2007, 2010), «Судебно-психологическая экспертиза» (г. Новосибирск, НИДПК, 2014), «Нейропсихологическое консультирование» (Смоленск, СмолГУ, 2015), «Работа педагога-психолога в соответствии с реализацией требований ФГОС» (Петрозаводск,  2016). В 2011 году в диссертационном совете при МПСИ (г. Москва) защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук  на тему: «Влияние отношений взаимодействия «ребенок-взрослый» на личностное развитие подростка».  В 2015 году ВАК Минобрнауки РФ присвоено ученое звание доцента по научной специальности «Педагогическая психология».

Область научных интересов - психология развития,  клиническая психология, юридическая психология, судебно-психологическая экспертиза, проблемы взросления ребенка в пространстве Детства.

Опубликовано 55 научных работ, в том числе 3 учебно-методических пособия, 1 монография «Современный подросток в структуре отношений взаимодействия «ребенок-взрослый» (2015), 14 публикаций в рецензируемых журналах ВАК Минобрнауки РФ.

Основные публикации

1. Терещенко В.В. Кейс-метод в обучении бакалавров юриспруденции использованию судебно-психологической экспертизы при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних //Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. № 1 (31). С. 241-246.

2. Терещенко В.В. Взросление в подростковом периоде онтогенеза: теоретико-методологические основы исследования  //  Известия Саратовского  университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. т.5. № 2. С. 110-115.

3. Терещенко В.В. Психологическое исследование специфики понимания взросления городскими и сельскими школьниками // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4. Педагогика и психология. 2016. Выпуск 3 (42).  С. 112-125.

4. Терещенко В.В. Современный подросток  в системе отношений взаимодействия «ребенок-взрослый». Монография. Изд-во СмолГУ, 2015. 172 с.

5. Терещенко В.В. Исследование взаимосвязи структурно-содержательных  характеристик личностного развития и форм социального поведения подростков провинциального города //  Психическое здоровье. 2015.  т. 13 № 10 (113). С. 39-44.

6. Терещенко В.В. Теоретико-методологические основы личностного развития и взросления современного подростка  //  Психология обучения. 2013.  № 11. С. 55-63

 

Судиловская Надежда Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент.

Сфера научных интересов – профилактика табакокурения и наркозависимости у детей, формирование мотивации здорового образа жизни у молодежи.

 

Степанов Сергей Петрович, кандидат медицинских наук.

Научные интересы - морфология желудка, история развития медицины на Смоленщине.

Читаемые курсы: безопасность жизнедеятельности, основы медицинских знаний.

 

Петрова (Турок) Елена Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии СмолГУ

В 2006 г. окончила Смоленский гуманитарный университет (СГУ), психологический факультет по специальности «Психология». С 2006 по 2009 г.г. обучалась в очной аспирантуре СГУ. Специальность: «Общая психология, психология личности, история психологии». В 2011 г. в Диссертационном совете при Учреждении Российской академии наук Институт психологии РАН защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Возрастные и половые различия в понимании и переживании террористической угрозы военными и гражданскими людьми» (научный руководитель - главный научный сотрудник Института психологии Российской академии наук, доктор психологических наук, профессор Знаков Виктор Владимирович) по специальности 19.00.13 «Возрастная психология, акмеология». В 2012 г. в рамках ежегодного областного конкурса молодых ученых присужден Диплом первой степени за исследование в области гуманитарных наук. Является победителем конкурса 2014 года на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук в области знания «Общественные и гуманитарные науки».

Область научных интересов: психология субъекта, психология понимания, психология терроризма, специфика экстремистского сознания, личностные детерминанты межэтнической и межкультурной толерантности, психология переговоров.

Преподаваемые дисциплины: «групповая психотерапия», «консультативная психология», «психология понимания», «психология стресса», «психология переговоров», «методология и практика психологической помощи». Практикующий психолог. Стаж консультативной практики более 10 лет. Автор более 20 научных публикаций.

Основные публикации:

1. Turok Е.М. Ethnic identity as a differentiating factor of experiencing the terrorist threat / Wulfenia Journal (Австрия) Том. 22, номер 6, стр. 102-106 2015.

2. Turok E.M., Federyakin D.A. Specific features of understanding and experiencing the terrorist threat by citizens of different gender and age groups/ Jokull journal 64 (Исландия), No 6; s 240-250. Jun 2014, ISSN: 0449-0576

3. Турок Е.М. Психологические различия в понимании и переживании террористической угрозы рядовыми гражданами /Известия Смоленского государственного университета. Серия «Психология и педагогика». № 4(12). – С. 421-431. 2010, 0,7 п.л.

4. Знаков В.В., Турок Е.М. Понимание и переживание террористической угрозы / Вестник Московского университета. Серия 14 «Психология». № 1. – С. 58-69. 2010. 0,7 п.л.

 
 

Гужва Ирина Вячеславовна, кандидат психологических наук

в 2006 году окончила Смоленский государственный университет, в 2010 закончила заочную аспирантуру по специальности 19.00.07. - «Педагогическая психология». В июне 2011 года защитила кандидатскую диссертацию по теме «Психологические особенности педагогического общения преподаватель-студент в современном вузе», под руководством д.псх.н., профессора В.А. Сонина при Брянском государственном университете.

С 2011 года является доцентом кафедры общей психологии СмолГУ.

Имеет более 20 научных публикаций; регулярно участвует в межвузовских, всероссийских, международных научно-практических конференциях, семинарах, форумах. Является автором 3 учебно-методических пособий по курсу «Общая психология», «Общий психологический практикум».

Область научных интересов – педагогическая психология, педагогическое общение, педагогическое общение в высшей школе, гендерная психология.

 

 

 

В обучении психологов большое место отводится знакомству с новейшим психологическим программным оборудованием, к услугам студентов нашего факультета самый большой банк тестов в Смоленской области, обычная и электронная библиотека, видео и аудио архивы записей лекций и бесед с известными психологами страны и даже методы виртуальной реальности (имеющие серьезные перспективы в консультационной и экспериментальной психологии).

Заведующим кафедры общей психологии в январе 2007 года была создана в СмолГУ на базе кафедры общей психологии лаборатория когнитивных процессов. Ее деятельность направлена на повышение качества научной работы, проводимой сотрудниками кафедры, обеспечение повышения квалификации преподавателей кафедры.

Студенты учатся работать со шлемом виртуальной реальности Z8003DVisor

 

 

Цель работы лаборатории – изучение психологических закономерностей и механизмов высших когнитивных процессов. Лаборатория оснащена современным оборудованием – 4 компьютера, видеокамера, мультимейдиная установка, шлем виртуальной реальности и др.

Среди направлений научных исследований лаборатории:
1. Изучение личности как субъекта мыслительной и речевой деятельности,
2. Исследование соотношения сознательного и бессознательного компонентов в осуществлении и регуляции мыслительной деятельности,
3. Исследование процессуальных характеристик решения тестовых задач,
4. Изучение взаимосвязи смыслового и когнитивного планов мыслительной активности,
5. Программное моделирование операционного и процессуального уровней мыслительной активности, и многие другие.

В 2009 году была завершена реализация самого крупного для СмолГУ в этот период гранта РГНФ под руководством профессора, доктора психологических наук, зав. кафедрой общей психологии Селиванова В.В.

Проект был посвящен моделированию обобщенной функциональной психологической структуры интеллекта, в нем в качестве двух исполнителей выступали два известных отечественных психолога: Ушаков Д.В., доктор психологических наук, зав. лабораторией психофизиологии творчества Института психологии РАН и Кудрявцев В.Т. – доктор психологических наук, профессор. зав. кафедрой теории и истории психологии РГГУ. Необычность исследований заключалась в том, что их реализовывали ученики трех выдающихся отечественных психологов, занимавшихся проблемами мышления, интеллекта, творчества. Селиванов В.В. – ученик А.В. Брушлинского (члена-корреспондента РАН, академика РАО), Ушаков Д.В. – ученик Я.А. Пономарева, профессора, создавшего известную теорию творчества, В.Т. Кудрявцев – ученик В.В. Давыдова (академика РАО). Создана обобщенная структурно-динамическая модель интеллекта, включающая в себя 32 базовых свойства (всего 56 компонентов), основные механизмы функционирования интеллекта и его формирования как способности. В данной модели в обобщенном виде представлены основные содержательные компоненты интеллекта почти всех предшествующих теорий.

Новизна проекта состояла и в том, что, вероятно, впервые в отечественной психологии изучалось влияние «сверх-образов», созданных в виртуальной среде на процесс мышления при решении латеральных (творческих) задач. Использовался шлем ВР Z 800 3D Visor, который работает с любой программой (как второй монитор), но только специальные программные объекты (сформированные в пакетах 3-D, Maya и др.) приобретают сложное трехмерное изображение, более того, Z 800 автоматически определяет 3D стерео-видео. Доступно и использование поворота головы (head tracker) в том числе и в качестве аналога мышки. Полученные результаты. Было установлено, что трехмерное изображение компонентов задачи («сверх-образы») влияет на характер осуществляемого мыслительного процесса непосредственно. У испытуемых после предъявления подсказки значительно расширялась зона поиска решения, возникали новые нестандартные мысли о возможных связях условий и требований задачи, существенно возрастало количество коллотералей в мышлении. В среднем количество коллотералей (ответвлений) в мышлении увеличивалось в 1,5 – 2 раза. Виртуальные «сверх-образы» не только активируют мыслительный процесс, но и оказывают влияет на нахождение правильного решения латеральных задач. В частности, у некоторых молодых, с высоким уровнем интеллекта испытуемых, подсказка в виртуальной среде быстро способствовала решению задачи. Использование техник виртуальной реальности, по мнению профессора В.В. Селиванова, имеет большие перспективы в образовании, в психотерапии при снятии фобий, психокоррекции неврозов и др. сферах.

Сотрудники лаборатории осуществляют совместные научные исследования с Институтом психологии РАН, лабораторией психологии общения и психосемантики МГУ, кафедрой психологии личности психолого-педагогического факультета СмолГУ.

Студенты на заседании психологического кружка "Маг" осваивают методы арт-терапии

 

 

Участники VI выездной психологической школы

 

 

Профессиональная подготовка бакалавров психологии позволяет студентам глубоко понять собственный внутренний мир, определить на практикумах свои способности, уровень интеллекта, особенности личности, опробовать реализацию своего профессионального потенциала в ходе практик, которые начинаются со второго курса и проходят в образовательных учреждениях, консультативных и молодежных центрах, в психиатрической больнице, в системе МВД.

 

Познавать себя - увлекательное дело

 

Чтобы стать квалифицированным специалистом-психологом необходимо самому пройти опыт переживания, избавиться от излишних комплексов, страхов. Такая возможность предоставляется нашим студентам в ходе многочисленных тренингов в процессе обучения, на заседаниях психологического кружка «Маг» (под руководством проф. Селиванова В.В.).

Paint-терапия – это здорово, после изображения своих переживаний, можно пообсуждать картины Матиса и других известных импрессионистов, расслабиться, войти в такт с пульсацией эстетического на нашей планете...

Ежегодно организуются выездные психологические школы (которые обычно проходят в живописном уголке Смоленщины, одном из любимых мест отдыха смолян — на «Сокольей горе». Слушатели старших курсов сами осуществляют тренинговые занятия по телесно-ориентированной, гуманистической, поведенческой, арт- и другим видам терапии на психологических школах.

Важное место на школах отводится формированию экологического сознания будущих психологов, формированию умения ощущать свое единство с природой, родство с каждой травинкой, каждым зеленым листочком.

 

Смотреть на огонь можно часами, особенно ночью, после интенсивных занятий в дневное время. Тогда чувствуешь покой и безмятежность в сочетании с внутренним приливом сил. Вас охватывает чувство сбалансированности своих переживаний, спокойного течения мыслей, желание ничего не менять в окружающем, только подстроиться к нему, почувствовать пульсацию его существования. За этим последует расслабление, ощущение духовной чистоты и безмятежный сон.

В этот раз на школе был настоящий праздник «Огня», который нам устроил профессиональный психолог и тренер, Д. Власихин, со своими помощниками. Фигуры показывали самые разные, поражала отработка координации движений и согласованность действий участников fire – шоу.

После основных тренингов видишь необычайно яркие образы, чувствуешь концентрацию своей простирающейся на все пространство волю и кажущуюся способность изменить все вокруг одной мыслью.

С мая 2007 г. сотрудниками кафедры общей психологии проводится ежегодная Всероссийская научно-практическая конференцию «Психология когнитивных процессов» и публикуются сборники материалов конференции.

Пленарное заседание конференции

 

 

В каждой из конференций приняли участие более 70 участников из ведущих учебных заведений и научных институтов России, в том числе из Института психологии РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, Российского государственного гуманитарного университета, Высшей школы экономики, Санкт-Петербургского государственного университета, Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Иркутского государственного университета, Белгородского государственного университета и др. В сборнике материалов конференции отражены исследования по следующим направлениям: познавательные процессы и когнитивная переработка информации, психолингвистика и психология речи, восприятие как информационная и смысловая система, психосемантические исследования сознания, когнитивное развитие личности, когнитивная модель социальных представлений личности.

Среди психологических учреждений, с которыми активно сотрудничает кафедра общей психологии - Институт психологии РАН, факультеты психологии Московского государственного университета, Ярославского гос. университета, Казанского, Калужского гос. университетов, Велико Тырновского университета (Болгария), Суррейского университета (Великобритания) и др.

Система подготовки психологов-консультантов на факультете состоит из трех образовательных модулей (по которым распределяются вариативные дисциплины: - индивидуальное консультирование клиента; - консультирование в бизнесе и промышленности; - семейное консультирование.

Такое построение учебного плана позволяет нашим выпускникам иметь широкую сферу трудоустройства. Психологи-консультанты смогут работать в любой сфере народного хозяйства (потому что получают классическое университетское образование) - в образовании, в правоохранительных органах, в МЧС, в клиниках, в фирмах, промышленности, в вооруженных силах и т.д., но наибольшую подготовку они получают в консультировании. Психолог-консультант умеет оказывать квалифицированную помощь различным группам населения - от экстренного психологического воздействия в ситуации острого стресса, до длительной реабилитации психологических функций после заболеваний, от снятия зависимостей (табакокурение, алкоголизм и др.) до утонченной работы по решению глубинных индивидуально-личностных проблем клиента.

Психолог практически всегда - человек творческий. Он дает людям и себе то, что невозможно купить за деньги: покой и крепкий сон, психологическое здоровье и уверенность, развитие способностей и талантов, самодостаточность и самореализацию. Еще с 1994 года при факультете был открыт "Центр развития" (рук. проф. Селиванов В.В.), принятый в международную организацию Евроталант, занимающуюся формированием личности и становлением познавательных процессов одаренных детей. Сотрудники данного центра активно работают с одаренными детьми, в том числе на базе Смоленской прогимназии.

Под эгидой департамента Смоленской области по образованию и науке в 2008 году осуществлена крупная конференция "Одаренное поколение Смоленщины: проблемы, подходы, перспективы", в которой активное участие приняли сотрудники "Центра развития".

В 2009 году издано экспериментальное учебное пособие и книга для домашнего чтения одновременно "Путешествие в мир психологии", не имеющее аналогов в мировой практике. В нем основы психологии объясняются старшим дошкольникам и младшим школьникам в доступной форме, через сказочную фабулу и игровой сюжет. Студенты - будущие психологи - привлекаются к разнообразным видам работы с одаренными детьми. В настоящее время психологии одаренных детей уделяется существенное внимание на федеральном уровне.

Студенты - будущие психологи - привлекаются к разнообразным видам работы с одаренными детьми. В настоящее время психологии одаренных детей уделяется существенное внимание и на федеральном уровне.

Периодически проводятся всероссийские научно-практические конференции по проблемам в различных направлениях психологии.

Кафедра продолжает совместные исследования общей структуры интеллекта с сотрудниками лаборатории психофизиологии творчества Института психологии РАН (зав. лаб., проф. Ушаков Д.В.), с сотрудниками кафедры теории и истории психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ (Москва) (зав. каф., проф. Кудрявцев В.Т.).

Осуществлены совместные исследования с Центром экспериментальной психологии МГППИ (рук., член-кор. РАО, проф. Барабанщиков В.А.).

Продолжается деятельность «Центра развития» (рук. проф. Селиванов В.В.), принятого в международную организацию «Евроталант», по реализации программы развития одаренных детей (Смоленская прогимназия, доу № 48).

Проф. Селиванов В.В. являлся исполнителем международного проекта «Сетевое взаимодействие университетов-партнеров в реализации многоуровневой системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области образовательного менеджмента» в рамках программы TEMPUS\TACIS. Осуществлялась экспертная деятельность в РФФИ (проф. Селиванов В.В.). Реализовывалась экспертная деятельность в департаменте по образованию и науке Смоленской области – конкурс молодых ученых в области гуманитарных наук (проф. Селиванов В.В.).

Реализуется консультирование психологов ГПЦ г. Смоленска по проблемам профессиональной деятельности в образовании в рамках договора между СмолГУ и Службы сопровождения СППДОУ г. Смоленска (Иванов С.П., Макарова И.Ю, Семакова Е.В., Кутарев Ф.Е.).

Реализуется консультирование по вопросу разработки Программы коррекционно-развивающих занятий по формированию у школьников отрицательного отношения к употреблению ПАВ (психоактивных веществ) психологом-педагогом СС СППД ОУ МОУ МУК Заднепровского района г. Смоленска Семченковой В.С.

Преподаватели кафедры принимают участие в консультировании детей с СДВГ и их родителей (Макарова И.Ю., Семакова Е.В.); в работе экспертной комиссии Комитета по природоохранной деятельности (Иванов С.П.)

Сотрудничество с городским Центром занятости населения г. Смоленска и городским Центром занятости населения г. Ярцево (индивидуальное и групповое консультирование безработных граждан). (Белугина М.А.)

Проведение тренингов по социальной адаптации безработных граждан в ЦЗН г. Смоленска, в ЦЗН Смоленского района, в ЦЗН г.Ярцево. (Разина Л.С.)

олимпиада по астрономии

олимпиада по русскому языку

Научно-образовательный центр

Совет ректоров вузов Смоленской области

Журнал Известия

Антитеррор

Противодействие коррупции

Школа одаренные дети

Олимпиада школьников в СмолГУ

Гранты Президента

Международный отдел

Социально-психологический центр

Студенческое ТВ СмолГУ

Система дистанционного обучения СмолГУ

Сетевая академия CISCO

Образовательный центр Apple

Росатом

Образовательные интернет-ресурсы

госуслуги

214000, г.Смоленск, ул. Пржевальского, 4

Тел.: (4812) 700201, факс: (4812) 383157

E-mail: rectorat@smolgu.ru

Министерство Образования и наукиРособрнадзорРоссийский союз ректоров