Сотрудники отделения

Колодовская Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой специальной педагогики и психологии СмолГУ

Доминирующая сфера консультирования:

комплексная коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии и их родителям: профилактика вторичных отклонений в развитии (эмоционально-волевых, личностных, социальной дезадаптации и т.д.); формирование навыков самоорганизации, самообслуживания, социально-бытовой деятельности; коммуникативной сферы; консультирование родителей по вопросам развития, обучения и воспитания ребенка; содействие в выборе индивидуального образовательного маршрута для ребенка с особыми потребностями.

 

Меженцева Галина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии СмолГУ

Основные направления работы:

консультирование семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья: задержанным психическим развитием, интеллектуальной недостаточностью, нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата и трудностями в поведении.

Выявляются возможные психологические причины трудностей и нарушений в развитии, определяются наиболее эффективные пути психолого-педагогической помощи ребёнку и родителям.

 

 

Консультирование взрослых, которые обеспокоены развитием детей


Взрослых могут беспокоить самые разнообразные проблемы детей : трудности в обучении, в общении со сверстниками и взрослыми, повышенная утомляемость, недостаточный уровень развития внимания и памяти, нарушения поведения, трудности адаптации к дошкольному учреждению и к школе, отставание в развитии.

Иногда родители хотят убедиться в том, что с ребёнком всё в порядке, что его отличия от сверстников находятся в пределах нормы, выяснить степень и причины неординарного развития, получить профессиональную помощь в решении возникших проблем.

 

Если Вы обеспокоены тем, что

Что мы можем сделать для Вас?

ребенок рассеян, невнимателен

 Поможем научить развивать  внимание, память  детей

ребенок застенчив, стеснителен

 Подскажем, как сформировать у ребенка уверенность и адекватную самооценку

ему не дают учить стишок к празднику в детском саду и, вообще, ребенок плохо говорит

  Расскажем об основных этапах развития речи, и определим  -  нужен ли вам логопед; научим Вас проводить   артикуляционную гимнастику и развивать мелкую и общую моторику

 ребенок не задает вопросов  «ПОЧЕМУ?», «ЗАЧЕМ?» и «КАК»

 Объясним – почему. Поможем - как научить ребенка мыслить

 ребенок не хочет идти в школу, хотя вы думаете, что пора

 Вместе с вами выясним, готов ли ребенок к школе, и готовы ли Вы отдать ребенка в школу

 тревожитесь по любому поводу – и вы, и он

 Вместе с  Вами  определим, владеете ли Вы искусством жить с детьми? (или какой Вы родитель?)

 

 

Формы работы: индивидуальная консультация, групповые практикумы.

 

Тематика практикумов для родителей:


1. Тревожность

2. Застенчивость

3. Навыки общения

4. Самостоятельность

5. Гиперактивность

6. Медлительность

7. Нервный и трудный ребенок

8. Задержка психического развития (ЗПР)

9. Отставание в умственном развитии

10.Социально-трудовая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья


 

Иванова Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии СмолГУ

Доминирующая сфера консультирования:

индивидуальные особенности функционирования мозга ребёнка; оценка психического развития с точки зрения его мозгового обеспечения; особенности функционирования высших психических функций в ходе индивидуального развития ребенка; выявление актуального состоянии высших психических функций (ВПФ): внимания, памяти, мышления, речи, зрительного, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля; выявление причин трудностей в обучении; анализ причин отставания или неравномерности развития ребёнка; коррекции нарушений развития.

 

 

Что такое диагностика нейропсихолога и зачем она нужна?


Нейропсихологическая диагностика представляет собой безаппаратный, психологический метод исследования. В его основе лежат нейропсихологические пробы (определенные задания и упражнения), созданные основоположником нейропсихологии отечественным ученым А.Р. Лурия и адаптированные детскими психологами для детского возраста.

Такое обследование дает возможность родителям не только понять особенности развития ребенка, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности. Пройти диагностику у детского нейропсихолога полезно любому ребенку от 5 до 10 лет и особенно необходимо детям со сложностями в поведении и усвоении школьной программы (письмо, чтение, счет): своевременная нейропсихологическая диагностика и коррекция детей поможет им преодолеть эти трудности.

Диагностика проводится в присутствии родителей, наглядно демонстрируя первопричины тех или иных трудностей ребенка. По результатам обследования детский нейропсихолог делает четкий вывод об актуальном состоянии высших психических функций (ФПН): внимания, памяти, мышления, речи, зрительного, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля. Именно эти процессы являются базовыми и определяющими для успешного обучения ребенка в школе.

По итогам обследования проводится консультация детского нейропсихолога с родителем, в ходе которой подробно объясняют результаты диагностики, дают общие рекомендации и намечает курс коррекционной работы (нейропсихологической коррекции) с учетом физиологических и личностных особенностей ребенка.

Весь процесс (диагностика и консультация) длится 1-1,5 часа.

 

Независимая диагностика готовности ребенка к обучению в школе


Данная услуга включает в себя нейропсихологическую диагностику, посредством которой определяется уровень актуального развития ВПФ (высших психических функций). Анализ выявленных особенностей позволяет определить степень готовности ребенка к школьному обучению. В ходе консультации детского психолога с родителем (по результатам диагностики) даются рекомендации по повышению эффективности обучения, выбору направленности школы (класса), могут прогнозировать возможные трудности в обучении. В случае необходимости ребенку будут предложены развивающие или коррекционные занятия по индивидуальной программе, которые помогут ему успешно учиться.

 

Комплексная диагностика


Включает в себя нейропсихологическую диагностику и оценку эмоционально-личностной сферы ребенка. Зачастую одни и те же поведенческие трудности ребенка могут быть обусловлены различными причинами: актуальным состоянием высших психических функций или же глубинными, личностными переживаниями ребенка. Одна из причин может повлечь за собой осложнения в другой сфере. Данная диагностика может выявить первопричину имеющихся трудностей и определить план коррекционно-развивающих занятий наиболее эффективных для ребенка.

Процедура диагностики и консультация по ее результатам длится 1,5 часа.

 

Что такое нейропсихологическая коррекция и из чего она состоит?


Нейропсихологическая коррекция – один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть:

– снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность;

– нарушение мыслительной деятельности;

– снижение функции внимания и памяти;

– несформированность пространственных представлений;

– недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности.

Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии, а также наиболее эффективных приемов, заимствованных из смежных дисциплин (дефектология, логопедия, педагогика и т.д.). Каждое занятие включает в себя двигательные и когнитивные (игры и задания, направленные на развитие высших психических функций ребенка) упражнения, а также элементы дыхательной гимнастики и телесно-ориентированной терапии.

Один курс коррекционных занятий (услуги нейропсихолога) состоим в среднем из 20-25 занятий, которые проводятся 2-3 раза в неделю.

Количество курсов (в среднем от одного до трех) назначается, исходя из результатов диагностики. Нейропсихологическая диагностика и коррекция детей проводится комплексно для достижения наилучших результатов.

Продолжительность занятия составляет 30 минут.

 
Жемчужное ожерелье святой РусиЖурнал ИзвестияСистема дистанционного обучения СмолГУМеждународный отделУправлениеУниверсиада 2019Образовательные интернет-ресурсыСоциально-психологический центрСетевая академия CISCOОбразовательный центр AppleРосатомАнтитеррорГранты ПрезидентагосуслугиНаучно-образовательный центрОбщественная приемнаяСтуденческое ТВ СмолГУНТИГеографический диктант 2019Фестиваль науки
Министерство науки и высшего образованияРособрнадзорРоссийский союз ректоров

214000, г.Смоленск, ул. Пржевальского, 4. Тел.: (4812) 700201, факс: (4812) 383157. E-mail:rectorat@smolgu.ru

Сайт использует файлы cookie. Продолжая просмотр сайта вы соглашаетесь с использованием файлов cookie