Интервью исполняющего обязанности ректора М.Н. Артеменкова

В завершение года исполняющий обязанности ректора М.Н. Артеменков дал интервью пресс-службе университета и региональным СМИ об итогах работы и задачах на завтра.

- Михаил Николаевич, завершающийся год оказался богатым на события и не самым спокойным, как его оцениваете Вы?

- Здравствуйте! Для меня он был очень динамичным: и изменение должностной позиции, прохождение интересного и чрезвычайно насыщенного обучения в «Сколково» и «Высшей школе экономики»,  поездки по стране в качестве эксперта, реструктуризация управления университетом и попытки решения многих как системных, так и оперативных вопросов и проблем. Встречи с коллегами из разных городов, большее погружение в общение со своим коллективом – этим и запомнится уходящий год.

 

- Разве есть что-то еще не известное Вам в жизни университета и Вы открываете что-то новое?

- Разумеется! Всякий раз, в общении с каждым из своих коллег я встречаюсь с позицией. Особым взглядом на происходящее моего собеседника, это и интересно и полезно для обогащения собственной точки зрения. Ну а университет – это сложная и разнообразная структура, поэтому человек, говоря о том, что хорошо ее знает – скорее всего, ошибается.

 

- Конечно, всем интересно Ваше мнение о перспективах университета, целях и задачах его развития. Как Вы видите будущее, хотя бы среднесрочное?

- Ваш вопрос многосоставный и предполагает несколько ответов. Попробую суммировать. Мое мнение о перспективах: у нас, у университета – есть будущее. Контуры этого будущего зависят как от сделанного или не сделанного вчера, так и от сегодняшних усилий. Мы боремся за новый статус университета как центра регионального развития, точки роста для социального развития и аккумулирования человеческого потенциала нашего региона. Мы ищем новых академических и деловых партнеров, модернизируем план интернализации университета (понимая, что образование сегодня – глобальный процесс). Мы учимся разумно экономить, не теряя свой кадровый и инфраструктурный потенциал. Идем вперед, совершенствуя свои образовательные программы и развивая дистанционное образование. Мы инициируем и выполняем социально-ориентированные программы для региона и проводим мероприятия и акции всероссийского масштаба. Это перечисление направлений работы, но вовсе не манифестов. Уверен, что по большинству направлений мы достигнем успеха и прогресса и верю в то, что университет зафиксирует свою позицию как института регионального развития, в том числе благодаря ребрендингу, который мы, среди прочего, также разворачиваем.

 

- Вы говорите о новых и инновационных направлениях. Разделяют ли эти инициативы руководителя коллектив. Говоря современным языком, какова степень вовлечения?

- [Смеется]. Если бы все перечисленное было идеями или новшествами и.о. ректора – это оставалось бы только словами. А в действительности, произнося понятие «план интернализации», я вспоминаю группу иностранных студентов (из страны, с которой мы прежде не сотрудничали), которые в январе 18-го приезжают в СмолГУ, а говоря «ребрендинг», вспоминаю совещания прошлой недели, когда наш ключевой партнер-представитель реального интеллектуального брендинг-бизнеса предложил бренд-карту, и мы подготовили комплекс мероприятий к юбилею университета в 2018-м году. Поэтому «новые» и «инновационные» те или иные мероприятия и действия только с точки зрения нашего места и времени. Они – вполне в русле мировых и наших национальных тенденций развития, и идти в указанных направлениях – очевидная необходимость, диктуемая эпохой и происходящим вокруг. Высшее образование – часть развития общества, если все общество переходит на новое поколение смарт-технологий, то образование призвано отвечать на этот вызов среды. Что же касается уровня вовлеченности, не буду кривить душой, оцениваю ее сдержанно. Хотелось бы достигнуть больших результатов, для чего и регулярно встречаюсь с коллективом, в частности, мы открыли формат «профессорских собраний» на факультетах, нахожусь в постоянном общении со студентами. Вовлеченность будет расти, не сомневаюсь.

 

- Вы затронули тему 100-летия университета. Что университет планирует в этой связи?

- Формулировка вопроса очень точна – спасибо! Убежден, что именно университет должен что-то предлагать, чему мы и пытаемся следовать. На сегодня есть план мероприятий не столько празднично-развлекательных, сколько созидательных и развивающих,  направленных на разные аудитории, связанных с университетом. Цель мероприятий, акций – напомнить лучшее  и важнейшее из истории университета, представить университет сегодня и обозначить его потенциал в завтрашнем дне. Образование  даже за последние десять лет изменилось кардинально, и общество пока не в полной мере уловило новые возможности и открывающиеся перспективы. Сегодня обучение в СмолГУ реально предоставляет возможности европейских стажировок и включенного обучения, уникальные практики, в рамках которых студенты находят работу и даже вступают на карьерный трек. При всех проблемах и сложностях Смоленск в этой связи приобретает особый потенциал как университетский город и в центре этого вектора развития – наш университет со своей историей, достижениями, сегодняшними возможностями.

Планом юбилейных мероприятий мы, разумеется, хотим расширить свое присутствие в региональном пространстве, показав свой потенциал. Ведь уже много лет наши дизайнеры преображают городское и региональное пространство, строителей ждут на производстве, а выпускники-журналисты сформировали пул региональных СМИ. И при этом-то для многих, мы всего лишь «педуниверситет». Эту неполную оценку мы скорректируем, уверен.

 

- С какими трудностями сталкивается сегодня Смоленский госуниверситет? Какие перед ним вызовы?

- Ключевой вызов – это вызов современности. От нашей готовности и способности мобилизовываться и меняться зависит завтрашний день и не только руководителей и преподавателей, но и, по большому счету, региона. Высшее образование – уникальный институт социализации, формирования созидательной личности. С повседневно-бытовой позиции, ключевая проблема – это поиск пропорции развития. В условиях естественных бюджетных ограничений мы должны взвешенно оценивать потенциалы образовательных программ, их вклад в экономику и социальную сферу региона, экономический потенциал, видоизменять многие непреподавательские, сервисные функции в университете. Это проблема «каким быть»: осанистым и медлительным или спортивным и стремительным. Полагаю, что сегодняшнему дню более отвечает вторая альтернатива.

 

- Что бы Вы порекомендовали сегодняшним студентам как формулу успеха?

- Не хотел бы выступать с менторских позиций и что-либо кому-либо рекомендовать. Но уж если так поставлен вопрос, я просил бы студентов и выпускников быть внимательнее к университету и его потенциалам, хотя бы с позиций саморазвития. После выпуска из бакалавриата, сегодня вполне можно выбрать направление для успешного и плодотворного обучения в магистратуре. Уверенным в своем научном призвании нужно поступать в аспирантуру. Университет способен помочь в реализации самых смелых творческих идей (с этого начиналась практика микрокомпьютерного программирования, лаборатории цвета, художественной школы и многое другое). Университет позволяет консолидировать грантовую основу для научной работы изобретательства. Тут взаимная польза инициативного студента или выпускника и университетского механизма может дать максимальный синергетический эффект.

 

- Что Вы ожидаете от будущего года, Михаил Николаевич?

- Ожидаю новых событий, новых задач. Вообще я сдержанный оптимист и ожидаю только лучшего, опираясь, правда, на собственные действия. Уверен, что Новый год будет не менее динамичным, чем уходящим и у коллектива университета есть все основания сделать этот год успешным.

Пользуясь нашим разговором, хотел бы поздравить университетских студентов и преподавателей, всех, ежедневно приходящих в СмолГУ и тех, кто взаимодействует с нами дистанционно, выпускников, составляющих наш авторитет и доброе имя, наших ветеранов, с которыми, мы, к сожалению, редко встречаемся, но память о работе и достижениях которых согревает в сегодняшнем дне. Благополучия, мира и крепкого здоровья всему университетскому многоголосию, всем нашим друзьям и близким!

 
Всероссийская олимпиада школьников по мировй художественной культуреЖурнал ИзвестияСистема дистанционного обучения СмолГУМеждународный отделОлимпиада школьников в СмолГУСтуденческое ТВ СмолГУОбразовательные интернет-ресурсыСоциально-психологический центрСетевая академия CISCOОбразовательный центр AppleРосатомАнтитеррорГранты ПрезидентаШкола одаренные детигосуслугиНаучно-образовательный центрОбщественная приемная
Министерство Образования и наукиРособрнадзорРоссийский союз ректоров

214000, г.Смоленск, ул. Пржевальского, 4. Тел.: (4812) 700201, факс: (4812) 383157. E-mail:rectorat@smolgu.ru

Сайт использует файлы cookie. Продолжая просмотр сайта вы соглашаетесь с использованием файлов cookie