Заседание ректората по вопросу «Итоги реализации программы “Ступени к Олимпу”»

6 декабря 2016 г. состоялось заседание ректората по вопросу «Итоги реализации программы “Ступени к Олимпу”» (летняя школа «Одаренные дети»).

1 декабря Президент РФ Владимир Путин в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца обратился к Федеральному Собранию с ежегодным Посланием. Президент подчеркнул, что в основе российской системы образования должен лежать принцип – каждый ребенок одарен. Школьники должны уметь решать нестандартные задачи, ставить цели и добиваться их. Путин рекомендовал главам субъектов РФ сформировать на базе вузов и школ центры поддержки одаренных детей.

В Смоленском государственном университете уже два года осуществляется проект «Ступени к Олимпу», реализуемый через весенние и осенние сессии, и две летние школы «Одаренные дети», проведенные на базе СОЦ «Голоевка» (Рославльский район).

Проректор, доктор педагогических наук, профессор Н.П. Сенченков является куратором проекта. В своем докладе он сделал упор на анализ программы Летних школ, которая была создана с целью обеспечения образовательной и психологической подготовки старшеклассников для участия в областных и всероссийских школьных олимпиадах.

Разработка данной программы была вызвана 1) необходимостью актуализировать задачи современного образования детей (старшеклассников) в условиях летнего отдыха; 2) необходимостью создания и реализации групповых и индивидуальных образовательных траекторий для одаренных и талантливых обучающихся; 3) обеспечением преемственности в содержании работы профильной смены и деятельности детей в учебное время; 4) необходимостью развития творческого потенциала обучающихся.

Программа по своей направленности является комплексной, так как включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания обучающихся в условиях профильного лагеря с постоянным пребыванием. Программа реализуется по четырем профилям:

- физико-математический (математика, физика);

- естественно-научный (биология, химия),

- филологический (русский язык, литература, английский, немецкий языки),

- историко-правоведческий (история, обществознание, право).

Профильная смена «Одаренные дети» проходила с 16 июля по 6 августа 2016 г., и примерно в эти же сроки в прошлом году прошла 1-я Летняя школа.

Летняя школа–2015 приняла 98 участников, Летняя школа–2016 приняла уже 141 участника (хотя путевок было выделено 150), из них 43 юноши и 98 девушек.

Рославльский район и г. Смоленск оказали самое активное содействие проекту, делегировав 85 школьников. 9 районов области (Велижский, Гагаринский, Глинковский, Ершичский, Краснинский, Темкинский, Угранский, Новодугинский, Монастырщинский) вообще не приняли участие в проекте.

Н.П. Сенченков сделал выводы по исследованию проблем и особенностей одаренных детей-участников весенней сессии 2016 года. Это исследование проводилось магистрантами СмолГУ программы «Образовательный менеджмент». В исследовании приняли участие 103 старшеклассника, 89 из них не были в Летней школе, 14 человек – приняли в ней участие. Среди опрошенных – 31 % респондентов – мальчики (30 чел.), 69 % - девочки (73 чел.); 53%  - жители областного центра (55 чел.), 47% - приехали из области (48 чел). Большая часть участников опроса (84%) – это школьники в возрасте 16-ти и 17-ти лет. Разница в возрасте достигает пяти лет. Это диктует необходимость разноплановых методик работы с воспитанниками, опирающихся на особенности конкретного подросткового возраста.

Выстраивание отношений между воспитанниками в Школе «Одарённые дети» в системе «Воспитанник – воспитатель» должно осуществляться с учётом психолого-педагогических особенностей детей. В связи с этим возникла необходимость определить темперамент участников по методике Айзенка. Подавляющее большинство опрошенных (41%) – холерики. Холерик относится к сильному неуравновешенному типу темперамента. Это означает, что люди холерического типа могут выдерживать значительные психические нагрузки, однако отличаются большой неустойчивостью и повышенной раздражительностью.

Большая часть участников теста (59%) обладают высокой экстраверсией.

Экстраверсия – это комплекс личностных качеств, которым определяется склонность человека к активным социальным контактам, что выражается в коммуникабельности, активной разговорчивости с разными людьми и общительности. Также с помощью этого комплекса выражается ориентация человека на внешнее социальное окружение, а не на собственный внутренний мир.

Абсолютное большинство опрошенных детей (68 %) показывают  высокий уровень нейротизма.

Нейротизм – это черта личности, которая характеризуется беспокойством, возбудимостью, тревожностью и неуверенностью в себе. Повышенный уровень нейротизма характеризуется раздражительностью и восприимчивостью человека к происходящим событиям.

Кроме того, тест показал, что почти половина участников (49%) превысили допустимый уровень неискренности в ответах. Это свидетельствует о демонстративности поведения опрошенных и их ориентированности на социальное одобрение. Другими словами, для испытуемых критически важно, что думают о них окружающие.

Одаренные дети испытывают трудности в социальной адаптации. Часто возникают сложности в общении с другими детьми, невостребованность в обществе. Это обусловило необходимость определения уровня коммуникативной компетентности воспитанников Школы с помощью теста коммуникативных умений Михельсона. Тест выявляет уровень компетентности испытуемого по 10 ключевым навыкам: умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника; реагирование на справедливую критику; реагирование на несправедливую критику; реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника; умение обратиться к сверстнику с просьбой; умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет»; умение самому оказать сочувствие, поддержку; умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников; умение вступить в контакт с другим человеком, контактность; реагирование на попытку вступить с испытуемым в контакт.

Уровень «компетентный» означает эталонный, уверенный, партнёрский стиль поведения. Отклонения могут быть в сторону пассивности (зависимость от собеседника) и агрессивности в поведении по отношению к собеседнику. Исследование показало, что половиной (чуть более) от общего количества навыков наши воспитанники не владеют.

Так, например, один из наименее развитых навыков у наших воспитанников – это умение принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников. Также большая часть участников Школы неадекватно реагирует на справедливую критику (74% воспитанников) и ведет себя некомпетентно при попытке сверстников вступить с ними в контакт (75% респондентов).

При этом уровень коммуникативной компетентности детей, которые принимали участие в летней профильной смене Школы, почти на 20% выше, чем у школьников, не посещавших лагерь. 

Таким образом, очевидно, что приведенные данные свидетельствуют о низком уровне межличностной коммуникативной компетентности воспитанников, принявших участие в весенней сессии, особенно у детей, которые не участвовали в летней смене профильного лагеря.

Общие результаты исследования позволяют сделать выводы об индивидуальных свойствах одаренных детей, принявших участие в исследовании. Большинство опрошенных детей отличаются повышенной возбудимостью. Им свойственны неуравновешенность,  импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний, инициативность, энергичность. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.  Высокая экстраверсия говорит об общительности и обращенности индивида вовне, широком круге знакомств, необходимости в контактах. Такие дети действуют под влиянием момента, импульсивны, вспыльчивы, беззаботны, оптимистичны, добродушны, веселы. Предпочитают движение и действие, имеют тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонны к рискованным поступкам. Высокий нейротизм свидетельствует о чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений, чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях, неуверенности в себе, выраженной чувствительности, впечатлительности, склонности к раздражительности.

Для половины опрошенных повышенное значение имеет мнение окружающих, что вызывает у них демонстративное, неискреннее поведение.

При этом у опрошенных детей возникают серьезные трудности в межличностной коммуникации. В среднем более половины ключевых умений находятся на низком уровне, дети не умеют адекватно реагировать на стандартные  коммуникативные ситуации.

В настоящее время организаторы Школы работают над специальными методиками, учитывающими темперамент, экстраверсию и нейротизм значительной части воспитанников. В работе с ними исключены жесткий контроль, ограничение активности, ультимативные требования и давление. Необходимо фокусироваться на методах, которые позволят повернуть излишнюю энергию детей в нужное русло, обратить внимание на деятельность, укрепляющую тормозные процессы психики, научить воспитанников налаживать конструктивные отношения в коллективе. 

При этом важно сконцентрироваться на мероприятиях, повышающих уровень коммуникативной компетенции воспитанников, научить детей придерживаться оптимального, партнерского стиля в общении с окружающими, вырабатывать адекватные реакции на стандартные коммуникативные ситуации. 

По официальной информации, предоставленной Смоленским областным институтом развития образования, по результатам регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников 2016 года воспитанники Школы «Одаренные дети» составляют 34 % от общего количества призеров. Причем 71 % из них были участниками летней профильной смены в 2015 году.

Также на ректорате со словами благодарности ко всем участникам и организаторам проекта выступила мама воспитанницы школы. Она рассказала о значительных достижениях дочери на муниципальном этапе олимпиады этого года, которые напрямую связаны с ее участием в проекте «Ступени к Олимпу» школы «Одаренные дети»: по результатам муниципального этапа олимпиады по истории Аня Федорова заняла первое место (75 баллов), а отрыв от второго результата составил 35 балов.

Сама школьница также рассказала о положительном опыте успеха, достигнутого благодаря знаниям, полученным ею на занятиях Школы.

Ректорат принял решение продолжать реализацию программы «Ступени к Олимпу», при этом направить усилия на совершенствование координации организационных действий всех участников проекта: Института развития образования, Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, отделов образования муниципалитетов области.

выборы ректора

олимпиада по астрономии

олимпиада по русскому языку

Научно-образовательный центр

Совет ректоров вузов Смоленской области

Журнал Известия

Антитеррор

Противодействие коррупции

Школа одаренные дети

Олимпиада школьников в СмолГУ

Гранты Президента

Международный отдел

Социально-психологический центр

Студенческое ТВ СмолГУ

Система дистанционного обучения СмолГУ

Сетевая академия CISCO

Образовательный центр Apple

Росатом

Образовательные интернет-ресурсы

госуслуги

214000, г.Смоленск, ул. Пржевальского, 4

Тел.: (4812) 700201, факс: (4812) 383157

E-mail: rectorat@smolgu.ru

Министерство Образования и наукиРособрнадзорРоссийский союз ректоров