Дневник олимпиады. День третий

22 марта 2017 г. Третий день заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии.

 

Третий день олимпиады начался поездкой участников и сопровождающих в мемориальный комплекс «Катынь». Они также посетили музейную реконструкцию «ГУЛАГ на колесах», посмотрели экспозиции «1937 год в стране победившего социализма. Из истории советской Смоленщины», «Времен меняющихся лики... Смоленщина. XX век».

 

После обеда состоялся показ работ, прием и рассмотрение апелляций по первому туру.

 

Научный сотрудник Астрокосмического центра Физического института им. П.Н. Лебедева, член жюри олимпиады Евгений Николаевич Фадеев ответил на вопросы студентки 4 курса направления подготовки «Журналистика» Анастасии Матисовой.

– Сейчас активно обсуждается инициатива вернуть астрономию в школьный курс в качестве обязательного предмета. Как Вы считаете, реализуется ли эта задумка?

– Да, это вполне возможно, вопрос лишь во времени осуществления. Если мы говорим о двух годах, то, естественно, за короткий промежуток времени мы ничего не успеем сделать. Через какое-то более продолжительное время это вполне возможно осуществить.

– Что для Вас значит астрономия? Кто научил Вас видеть звездное небо?

– Астрономия – это точная вычислительная наука физико-математического раздела. Звездное небо – это красивая часть, дополнение. Всегда больше интересует то, что кроется за красивыми картинками. В сфере астрономии есть много красивых экспериментов, которые сами по себе удивляют, изумляют. Правда, для того чтобы понять, чему удивляться, надо иметь некоторые знания.

Я сам пришёл к этим знаниям, постепенно. Сейчас много возможностей для изучения астрономии: есть интернет, можно  посмотреть различные интересные лекции. Когда я начинал изучать, было сложно достать элементарную популярную литературу по астрономии. Ее можно было найти либо в библиотеке, либо в букинисте, при этом нужно было искать, собирать по крупинкам эти знания. Я вообще никогда не был каким-то наблюдателем  или любителем посмотреть небо, сфотографировать что-то. Меня больше интересовала математическая сторона вопроса.

– Как вдохновить современных школьников на занятия астрономией? С чего стоит начать?

– Дети все разные. Одним интересны тексты, другим – наука, третьим – фотография, четвертым ещё что-нибудь, пятым вообще ничего не интересно. Так что единого рецепта для всех нет. Главное, чтобы был начальный интерес к астрономии, тогда его можно дальше направить. В разных городах действуют кружки, где занимаются астрономией, существуют дистанционные онлайн-курсы. Для того чтобы вдохновить ребенка на изучение физики, например, надо показывать ему различные эксперименты с магнитиками, палочками.  Для освоения астрономии важно учить детей наблюдать небо. Это можно сделать в планетарии. В некоторых случаях можно организовывать какие-то экспедиции, выезды загород с телескопами. Только на практике можно понять астрономию: провести какой-то эксперимент, посмотреть звездочку. Астрономия близка физике, но  физика экспериментальная, а астрономия – наблюдательная наука.

– Как Вы считаете, в каком состоянии находится современная астрофизика и какие у нее главные загадки?

– Наука сейчас находится  на подъеме. Главное, что к ней есть интерес. Лет 10-15 назад научно-популярные лекции особым спросом не пользовались, а сейчас интерес к этой науке возрастает. Физика тоже на некотором подъеме. У нас есть новые прекрасные инструменты, с их помощью мы можем проводить сложные эксперименты. В результате мы получаем все больше новых данных. Мы узнаем все больше и ставим перед собой много вопросов. В науке, как и в жизни, есть какая-то мода, мода на какие-то задачи, которые популярны на данный момент. Например, сейчас популярно все, что связано с глобальной космологией. Современные аппараты строят карты неба, по ним уже фактически можно наблюдать, как рождалась Вселенная. Существуют крупные телескопы, с помощью которых можно находить небольшие объекты на очень далеком расстоянии, на периферии Солнечной системы. 20 лет назад у нас были прекрасные космогонические модели, а сегодня оказалось, что сейчас все совершенно по-другому. Тогда казалось, что мы все знаем, сейчас оказывается, что это не так. В какую сторону не пойдёшь, оказывается, что в последние годы все поменялось, нашли воду на Марсе, нашли воду даже на полюсах Луны, хотя считалось, что Луна – это мертвое, безводное тело. В общем, много интересного.

Мы долго считали, что звезды – это самое главное  во Вселенной, где сосредоточена вся энергия, вся масса тел. Вскоре оказалось, что  на самом деле мы видим лишь малую  часть того, в чем заключена энергия Вселенной. Существует некоторая темная материя, которая все притягивает, ведет себя абсолютно так же, как светящееся вещество, только ее не видно. Потом, когда более подробно изучили ее природу, поняли, что вещество – это темная материя, которая все притягивает, а темная энергия все расталкивает, и вся Вселенная разлетается в разные стороны с ускорением. Что это такое, действительно, никто не знает, но мы видим, что галактики разлетаются, что есть какая-то энергия, которая дает это движение. В чем она заключена, не очень понятно.

- Правда, что когда-нибудь люди смогут переселиться на другие  планеты?

Есть относительно близкая планета Марс, Юпитер гораздо дальше. На Марсе есть притяжение, которое почти соответствует земному, но меньше. Из всех планет, которые есть в Солнечной системе, Марс больше всех похож на Землю, но там очень суровые условия жизни, нет кислорода, радиация. На Земле есть куда более пригодные по сравнению с Марсом места, например, на Южном полюсе, по сравнению с Марсом, прекрасные условия жизни, там есть кислород и не так холодно. Я думаю, что у нас на Земле есть еще много мест, которые вполне можно освоить. Марс интересен, но в Мурманске или где-нибудь на Таймыре гораздо лучше. Наша Земля не полностью исследована в этом смысле. Мы, как я понимаю, очень плохо представляем, что  у нас находится на дне океанов. У берегов мы научились нефть добывать, глубоко трубы бурить умеем. Но что происходит дальше в океане, очень тяжело исследовать, у этих исследований огромная перспектива. Ведь Земля ближе, и дешевле обойдется построить город, плавающий в океане, это будет прекрасно, и там людям тоже будет место. Что касается космоса, это еще один рубеж, преодолев который человечество обязательно поставит себе следующий. Каждый наш шаг в науке является определенной  победой.

Приемная комиссия

олимпиада по астрономии

олимпиада по русскому языку

Научно-образовательный центр

Журнал Известия

Антитеррор

Противодействие коррупции

Школа одаренные дети

Олимпиада школьников в СмолГУ

Гранты Президента

Международный отдел

Социально-психологический центр

Студенческое ТВ СмолГУ

Система дистанционного обучения СмолГУ

Сетевая академия CISCO

Образовательный центр Apple

Росатом

Образовательные интернет-ресурсы

госуслуги

214000, г.Смоленск, ул. Пржевальского, 4

Тел.: (4812) 700201, факс: (4812) 383157

E-mail: rectorat@smolgu.ru

Министерство Образования и наукиРособрнадзорРоссийский союз ректоров