Дневник олимпиады. День второй

21 марта 2017 г. Второй день заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии.

 

В начале второго дня олимпиады был проведен инструктаж участников. Затем состоялся первый (теоретический) тур олимпиады.  

 


Семинар для сопровождающих по правовым вопросам образовательной сферы провел М.Н. Артеменков, проректор СмолГУ по учебной работе, кандидат исторических наук, доцент. Члены жюри провели семинар для сопровождающих по вопросам преподавания астрономии.

 

После обеда состоялась обзорная экскурсия по историческому центру Смоленска.

Из интервью студентки 2 курса направления подготовки «Журналистика» Виктории Целиковой с председателем жюри О.С. Угольниковым:

 

Приходилось ли Вам участвовать в качестве члена жюри на подобных олимпиадах?

Да, конечно, я работаю на астрономических олимпиадах уже 13 лет.

Именно эту олимпиаду я ждал особенно, потому что сейчас у нас действительно возрос и уровень задач, и уровень подготовки детей, мне кажется, что сейчас у нас будет интересней, чем когда-либо.

  

По каким критериям Вы будете судить участников олимпиады?

Есть три тура, в каждом туре есть свои задания разной направленности, разной методики. За каждое задание участники будут получать какие-то оценки, потом эти оценки будут суммироваться и, исходя из итогового протокола, будут выбраны победители и призёры олимпиады.

 

Какие привилегии получат участники олимпиады?

Это оговаривается Порядком проведения Всероссийский олимпиады школьников, сейчас достаточно широкий спектр привилегий: это и возможность поступить в профильный вуз без сдачи экзаменов, и президентские гранты – привилегии очень широкие.

 

Какое место астрономия занимает  среди других наук?

Понимаете, конечно, каждый кулик хвалит свое болото, но олимпиада по астрономии ценна именно в том плане, что позволяет ставить задачи совершенно разной направленности: математические, логические, пространственные, потому что астрономия – это такая всеобъемлющая наука, включающая знания по математике, физике, химии, биологии, иногда по истории и литературе. Мы стараемся делать комплект задач таким образом, чтобы дети почувствовали, насколько разнообразна астрономия и насколько разнообразные таланты им предстоит проявить для того, чтобы  получить награду.

 

Всегда ли находятся дети, которые способны раскрыть свои таланты на таком высоком уровне?

Естественно. У нас очень высокий уровень, и в этом году он стал еще выше, так что, я думаю, будет очень серьезная борьба, и нам будет сложно определять победителей.

 

Какие из последних открытий в области астрономии Вы считаете самыми значимыми?

Трудно сказать, за последние годы столько всего случилось: это и открытие гравитационных волн, и большое количество открытых планет в других звездных системах, в том числе с массой, похожей на массу Земли, это и большие достижения в космологии. Сейчас очень бурный период развития астрономии.

 

На Ваш взгляд, государство выделяет достаточное количество средств на развитие  астрономии?

Конечно, мы всегда желаем большего, сейчас и астрономическую науку, и астрономическое образование нужно развивать и делать это правильно. Есть намерение развивать и школьную астрономию.

 

Вы ратуете за то, чтобы в школах ввели такой предмет, как астрономия?

Есть необходимость ввести этот предмет в список обязательных, только это нужно сделать правильно. Я уже много по этому поводу говорил, астрономия должна быть не венцом точных наук, как это было раньше, то есть человек уже изучил математику, физику, химию и вот в последний момент ему дается базовая астрономия, наоборот, астрономия должна быть основанием для изучения других предметов. В достаточно популярной форме необходимо рассказывать о том, что мы видим во Вселенной, в обозримом космическом пространстве. Это нужно делать в младших, средних классах школы, чтобы представления об астрономии стали мотиватором для изучения других точных наук. Мне кажется, это бы дало больший эффект.

 

Как вы «пришли» к изучению астрономии, была ли она интересна с детства?

Я увлекся астрономией в возрасте примерно десяти – двенадцати лет. Стал читать книги, начал наблюдать небо, мне это нравилось все больше и больше, и потом это постепенно переросло в профессию.

 

Какой совет, напутствие Вы можете дать участникам олимпиады?

Я бы сказал словами Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие». Обычно именно нервное напряжение мешает детям больше всего, а знаний у них достаточно.

олимпиада по астрономии

олимпиада по русскому языку

Научно-образовательный центр

Совет ректоров вузов Смоленской области

Журнал Известия

Антитеррор

Противодействие коррупции

Школа одаренные дети

Олимпиада школьников в СмолГУ

Гранты Президента

Международный отдел

Социально-психологический центр

Студенческое ТВ СмолГУ

Система дистанционного обучения СмолГУ

Сетевая академия CISCO

Образовательный центр Apple

Росатом

Образовательные интернет-ресурсы

госуслуги

214000, г.Смоленск, ул. Пржевальского, 4

Тел.: (4812) 700201, факс: (4812) 383157

E-mail: rectorat@smolgu.ru

Министерство Образования и наукиРособрнадзорРоссийский союз ректоров