Дневник олимпиады. День четвертый

20 апреля 2017 г. Четвертый день заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

 

В начале четвертого дня были организованы «Лингвистические посиделки»: интеллектуальные игры, научные шоу, мастер-классы от членов жюри.

 

 

Программа лектория для сопровождающих включала лекции профессора кафедры русского языка СмолГУ, доктора филологических наук Е.Ф. Троицкого «Основы изучения грамматической системы русского языка», профессора кафедры русского языка СмолГУ, доктора филологических наук Т.А. Павлюченковой «Язык поэзии И.А. Бунина и традиции древнерусского искусства (часть вторая)».

После обеда для участников олимпиады и сопровождающих были организованы экскурсии по музеям города.

 

Студентка второго курса филологического факультета, направление подготовки «Журналистика» Виктория Целикова взяла интервью у члена жюри, младшего научного сотрудника типологии и ареальной лингвистики Института языкознания РАН Алексея Андреевича Козлова.

– Вы впервые в Смоленске? Какие впечатления у Вас остались от нашего города?

– Да, впервые в Смоленске. Я никогда здесь не был. Я только что вернулся с экскурсии, совершенно потрясающий город, потрясающие церкви XIX века, Успенский собор, новый корпус – все это вызвало восторг!

– Есть ли разница между олимпиадами прошлых лет и нынешней?

– Ещё пока не успели прочувствовать, но очевидно, что в Смоленске очень хорошо, нам нравится. Во всяком случае не хуже, чем в прошлые годы.

– По Вашему мнению, для чего проводятся такие олимпиады?

– У олимпиады много целей. Я сам, например, выиграл Всероссийскую олимпиаду по русскому языку, именно поэтому пошёл в лингвистику в своё время. Многие победители олимпиады по русскому языку поступают к нам на филологический факультет МГУ, потом участвуют в наших экспедициях. Я сам изучаю мордовский язык, и мы организуем исследовательские экспедиции филологического факультета для сбора лингвистического материала. Больше половины участников этих экспедиций – студенты, аспиранты, победители Всероссийской олимпиады.

– Если отмотать время назад, Вы сами еще раз приняли бы участие в олимпиаде?

– Да, конечно, я с большей радостью вновь решал бы эти задания, а не проверял их.

– Какие задания встречаются на олимпиаде?

– В основном это задания на общелингвистическую эрудицию и проверку способности к самостоятельному мышлению. В олимпиаду входит несколько лингвистических задач, относящихся к самым разным аспектам русского языка, а также несколько интересных проблем, которые участники сами должны разрешить. В целом это похоже на моделирование научного исследования.

– Как Вы будете судить олимпиаду, какие привилегии ждут победителей и призеров?

– У нас есть критерии, которые утверждены Центральной методической комиссией. Так что я просто буду проверять ответы участников в соответствии с критериями. Они у нас довольно формализованные, конечно, мы все стараемся толковать в пользу участников. Мне кажется, главной привилегией является то, что победители и призеры могут без экзаменов поступать на специальность, так или иначе связанную с русским языком. Если они поступают на другую специальность, то у них будет 100 баллов за ЕГЭ по русскому языку.

– Считаете ли Вы, что уровень грамотности падает в нашей стране?

– Я не преподаю в школе, поэтому мне очень сложно судить об уровне грамотности. Участники Всероссийской олимпиады по русскому языку, как правило, абсолютно грамотны.

– Как Вы относитесь к написанию ежегодного Тотального диктанта?

– Отлично отношусь. Как любое просветительское мероприятие, оно идёт на пользу обществу, потому что, как говорилось в  XVII веке, «Просвещение облегчает нравы». Люди радостно встречаются, пишут диктант, думают над разными орфографическими и лингвистическими проблемами, это очень хорошо.

– Если сравнивать русский язык с иностранными, он легче или, наоборот, сложнее?

– Я сам изучаю языки народов России, в частности, финно-угорский и уральский языки, лакшанский, разинский, удмуртский, марийский, ненецкий языки. Конечно, мне кажется, что они сложнее, чем русский. Не знаю, что считают носители этих языков.

– А почему Вы начали изучать именно эти языки?

– Я их изучаю с теоретической точки зрения, потому что они вымирают. Их носители переходят на русский язык, не учат своих детей исконным языкам, так что знание языка не передается по наследству. Возможно, через сто лет эти языки вообще исчезнут с лица земли, поэтому наша задача их зафиксировать и понять, как они устроены. Мы стараемся создать грамматику этих языков, составить лингвистический словарь.

олимпиада по астрономии

олимпиада по русскому языку

Научно-образовательный центр

Журнал Известия

Антитеррор

Противодействие коррупции

Школа одаренные дети

Олимпиада школьников в СмолГУ

Гранты Президента

Международный отдел

Социально-психологический центр

Студенческое ТВ СмолГУ

Система дистанционного обучения СмолГУ

Сетевая академия CISCO

Образовательный центр Apple

Росатом

Образовательные интернет-ресурсы

госуслуги

214000, г.Смоленск, ул. Пржевальского, 4

Тел.: (4812) 700201, факс: (4812) 383157

E-mail: rectorat@smolgu.ru

Министерство Образования и наукиРособрнадзорРоссийский союз ректоров