ГЕОГРАФИЯ «НЕФТЕПРОВОДНЫХ ВОЙН» В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ БАЛТИЙСКОГО РЕГИОНА

Title

The geography of the “Oil pipeline wars” in the context of Russia’s interaction with the countries of the Baltic region

Автор(ы)

Т. И. Потоцкая

Author(s)

T. I. Pototskaya

DOI

10.5922/1994-5280-2019-4-8

Страницы/Pages

98-106

Статья

Загрузить

Ключевые слова

 транспортная геополитика, трубопроводные войны, Россия, Балтийский регион, постсоветское пространство.

Keywords

transport geopolitics, pipeline wars, Russia, Baltic region, post-Soviet space.

Аннотация

Рассмотрены нефтепроводы, в функционировании которых, пересекаются интересы России и стран Балтийского региона (Латвии, Литвы, Белоруссии, Польши). Под «нефтепроводными войнами» в исследуемом регионе понимается противостояние политики дистанцирования стран от России в вопросе транспортировки нефти в Европу и политики России по созданию альтернативных (более экономически эффективных и безопасных) путей транспортировки нефти в Европу. Выделены группы нефтепроводов в контексте взаимоотношений между странами: основные, альтернативные, опосредованно связанные с интересами стран Балтийского региона. Выявлены географические факторы, влияющие на позиции стран: уровень обеспеченности стран нефтью (Россия), уровень развития в них нефтепереработки (Литва, Белоруссия, Польша) и особенности транспортно-географического положения территории. Акцентировано внимание на основных инструментах, которые используют страны в данном противостоянии. Выделены и рассмотрены Балтийская и Черноморская стратегии развития нефтяного экспорта России. Проведен их сравнительно-географический анализ. В качестве выводов отмечено: перераспределение в постсоветский период маршрутов транспортировки российской экспортной нефти в Европу в сторону увеличения морской ее составляющей (за счет портов Балтийского и Черного морей); уменьшение значимости Балтийского региона для нефтяного экспорта России; усиление взаимосвязи функционирования всех экспортных нефтепроводов России. Подчеркнута значимость нефтепроводного транспорта в формировании барьерной функции современных государственных границ стран постсоветского пространства.

Abstract (summary)

The article analyses oil pipelines, the operation of which intersects the interests of Russia and the Baltic countries (Latvia, Lithuania, Belarus, and Poland). By oil pipeline wars we understand the confrontation between the policy of distancing from Russia in oil transportation to Europe and Russia’s policy of creating alternative, more economically effective and safe ways of oil transportation to Europe. Reflecting relations between countries, several groups of oil pipelines have been identified: the main pipelines, alternative ones, and indirectly related to the interests of the Baltic countries. The article describes geographical factors affecting the position of countries in the region analysed: the level of oil supply (Russia), the level of the development of oil refining (Lithuania, Belarus, Poland) and transport and geographical location of the territory. Special attention has been paid to the main instruments used by the countries in this confrontation. The Baltic and the Black Sea strategies of oil export have been analysed from the comparative and geographical points of view. Several important conclusions have been made: there was a redistribution of routes of Russia’s crude oil export to Europe during the post-Soviet period accompanied by an increase in the importance of the marine component (due to the Baltic and the Black Sea ports); there was a weakening of the importance of the Baltic region for Russia’s oil export; and the strengthening of interconnections between Russia’s export oil pipelines. The article stresses the importance of oil pipeline transport for the formation of the barrier function of the state borders of the post-Soviet countries.

Список литературы

1.      Боровский Ю.В. Советский и российский ТЭК как объекты западных санкций: политическое соперничество или экономическая конкуренция? // Вестник МГИМО Университета. 2019. № 3 (66). С. 42–60.

2.      Вардомский Л.Б., Тураева М.О. Развитие транспортных коридоров постсоветского пространства в условиях современных геополитических и экономических вызовов (научный доклад). М.: Ин-т экономики РАН, 2018. 66 с.

3.      Гуменюк И.С., Зверев Ю.М. Транспортный комплекс Калининградской области. Калининград: Балтийский фед. ун-т им. И. Канта, 2008. 103 с.

4.      Дудко Д.Г. Евроазиатские транспортные проекты с участием России и их роль в интеграции стран СНГ // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Международные отношения. 2009. № 3. С. 45–53.

5.      Зверев Ю.М. Проблемы конкуренции и кооперации в топливно-энергетическом комплексе Балтийского региона // Балтийский регион. 2010. № 1 (3). С. 37–48.

6.      Клюев Н.Н. Промышленное и транспортное освоение территории России в постсоветский период // География и природные ресурсы. 2018. № 1. С. 5–14.

7.      Коржубаев А.Г., Эдер Л.В. Экспорт нефти из России // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2010. № 4. С. 55–60.

8.      Петросян С.С. Антикризисное регулирование европейской энергетической стратеги Россий- ской Федерации // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер.: Экономика и экологический менеджмент. 2013. № 3. URL: http://economics.ihbt.ifmo.ru/file/article/11333.pdf

9.      Сдасюк Г.В., Комедчиков Н.Н. Экспортные нефтегазовые трубопроводы России: геополитическое и внутригосударственное значение // ИнтерКарто/ИнтерГИС. 2010. Т. 16. С. 18–22.

10.   Потоцкая Т.И. Геополитический аспект современного транспортно-географического положения России // Известия РАН. Сер. геогр. 2018. № 3. С. 5–17.

11.   Pototskaya T.I., Katrovskiy A.P., Chasovskiy V.I. Geopolitical Impact on Transformation of Territorial Organization of Russian Pipeline Transport in the Post-Soviet Time // International Journal of Energy Economics and Policy. 2016. Т. 6. № 4. С. 782–788.

12.   Андронов С.А. Качество нефти – прогноз и стратегия развития // Транснефть, 2017. URL: https:// www.transneft.ru/u/section_file/28346/sp2017-kachestvo.pdf (дата обращения: 17.07.2019).

13.   Статистический бюллетень «Россия и страны Содружества Независимых Государств» / Федеральная служба государственной статистики России. URL: https://www.gks.ru/bgd/regl/b18_05/ Main.htm (дата обращения: 14.02.2019).

14.   Энергетический бюллетень энергетический бюллетень №36 / Аналитический центр при Правительстве РФ. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/9072.pdf (дата обращения: 07.03.2019).

15.   Statistical Review of World Energy 2018 / British Petroleum. URL: http://www.bp.com/statisticalreview (дата обращения: 10.07.2019).

 

Reference

1.       Borovskij Yu.V. Soviet and Russian Energy Industry as Objects of Western Sanctions: Political Rivalry or Economic Competition? Vestnik MGIMO Universiteta, 2019, no. 3 (66), pp. 42–60. (In Russ.).

2.       Vardomskij L.B., Turaeva M.O. Razvitie transportnyh koridorov postsovetskogo prostranstva v uslovi- yah sovremennyh geopoliticheskih i ekonomicheskih vyzovov [Development of transport corridors of the post-Soviet space in the context of modern geopolitical and economic challenges]. Moscow, 2018. 66 p. (In Russ.).

3.       Gumenyuk I.S., Zverev Yu.MTransportnyj kompleks Kaliningradskoj oblasti [Transport complex of the Kaliningrad region]. Kaliningrad, 2008. 103 p. (In Russ.).

4.       Dudko D.G. Russia in Energy Transportation Projects of Eurasia and their Role in the Integration of CIS. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2009, no. 3, pp. 45–53. (In Russ.).

5.       Zverev Yu.M. Competition and cooperation problems in the energy sector of the Baltic region. Baltiiskii region, 2010, no. 1, (3), pp. 37–48. (In Russ.).

6.       Klyuev N.N. Industrial and transport development of the territory of Russia in the post-Soviet period. Geografiya i prirodnye resursy, 2018, no. 1, pp. 5–14. (In Russ.).

7.       Korzhubaev A.G., Eder L.V. Oil export from Russia. Mineral’nye resursy Rossii. Ekonomika i upravle- nie, 2010, no. 4, pp. 55–60. (In Russ.).

8.       Petrosyan S.S. Anti-crisis regulation of the European energy strategy of the Russian Federation. Ekonomika i ekologicheskij menedzhment, 2013, no. 3, p. 8. URL: http://economics.ihbt.ifmo.ru/file/ article/11333.pdf (In Russ.).

9.       Sdasyuk G.V., Komedchikov N.N. Oil and gas export pipelines of Russia: geopolitical and domestic importance. InterKarto, InterGIS, 2010, no. 6, pp. 18–22. (In Russ.).

10.     Potockaya T.I. The geopolitical aspect of the modern transport and geographical position of Russia.Izvestiya Rossijskoj akademii nauk. Seriya geograficheskaya, 2018, no. 3, pp. 5–17. (In Russ.).

11.     Pototskaya T.I., Katrovskiy A.P., Chasovskiy V.I. Geopolitical Impact on Transformation of Territorial Organization of Russian Pipeline Transport in the Post-Soviet Time. International Journal of Energy Economics and Policy, 2016, no. 6 (4), pp. 782–788.

12.     Andronov S.A. Oil quality – forecast and development strategy. Transneft’, 2017. URL: https://www. transneft.ru/u/section_file/28346/sp2017-kachestvo.pdf [Accessed 17.08.2019].

13.     Federal State Statistics Service of Russia. Statistical Bulletin “Russia and the countries of the Commonwealth of Independent States”. URL: https://www.gks.ru/bgd/regl/b18_05/Main.htm [Accessed 14.02.2019].

14.     Energy Bulletin no. 36. Analytical Center under the Government of the Russian Federation. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/9072.pdf [Accessed 07.03.2019].

15.     British Petroleum. Statistical Review of World Energy 2018. URL: http://www.bp.com/statisticalreview [Accessed 10.07.2019].