АНАЛИЗ ТОПОЛОГИЧЕСКИХ ДЕФЕКТОВСУХОПУТНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ РЕГИОНОВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Title

Analysis of topological defects of land transport network of Siberia and Russian Far East’ regions

Автор(ы)

С. А. Тархов

Author(s)

S. A. Tarkhov

DOI

10.5922/1994-5280-2019-3-5

Страницы/Pages

53-62

Статья

Загрузить

Ключевые слова

транспортная сеть, топологические дефекты, циклический остов, Сибирь, Дальний Восток.

Keywords

transportnetwork, topologicaldefects, circuitalframework, regions, Siberia, Russian Far East.

Аннотация

Проанализирован уровень топологической сложности сухопутных транспортных сетей (включая автодороги, железные дороги и автозимники) 27 регионов Сибири и Дальнего Востока по вариации значений 16 их топоморфометрических параметров. Выявлены основные типы топологических дефектов структуры региональных сухопутных транспортных сетей: пространственная изолированность (разорванность), повышенный уровень дендритности (разветвленности), наличие нескольких циклических остовов и изолированных циклических элементов, многоядерность топологических ярусов циклических остовов. Наивысшей степенью изолированности отличаются транспортные сети Камчатского края, Чукотского автономного округа, Хабаровского края и Томской области. Самый высокий уровень дендритности сети автодорог имеют Республика Алтай, Камчатский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, республики Тыва и Бурятия, Еврейская АО, остров Сахалин, а также главный циклический остов сети автозимников Чукотского автономного округа. Многоостовность характерна для транспортной сети Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Кемеровской области, Хабаровского края и Бурятии. Многоочаговость 2-го топологического яруса циклического остова – отличительная черта сухопутных транспортных сетей юга Красноярского края, Иркутской области, Республики Якутия, Кемеровской и Новосибирской областей; 3-го топологического яруса – сети дорог Алтайского края. По уровню пространственной надежности (уязвимости) топологической структуры выделены следующие типы региональных транспортных сетей: наиболее надежные (неуязвимые; к этому типу относятся 4 региона), высоко надежные (8), средне надежные (5), сильно уязвимые с низким уровнем пространственной надежности (5), наиболее уязвимые сети с минимальным уровнем пространственной надежности (5 регионов).

Abstract (summary)

The level of topological complexity of land transport networks (including roads, railways and winter seasonal roads) of 27 regions of Siberia and the Far East is analyzed on the basis of 16 topomorphometric parameters. The main types of topological defects in the structure of regional land transport networks were identified: spatial isolation (rupture), an increased level of branching, the presence of several cyclic cores and isolated cyclic elements, and multi-core topological tiers of cyclic cores. The highest degree of isolation is revealed in the transport networks of Kamchatka Territory, Chukotka Autonomous Okrug, Khabarovsk Territory and Tomsk Oblast. Transport networks of the Republic of Altai, the Kamchatka Territory, the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, the Republics of Tuva and Buryatia, the Jewish Autonomous Okrug and of the Island of Sakhalin, as well as the main cyclic skeleton of the Chukotka Autonomous Okrug’s winter seasonal roads have the highest level of branching. Multi- layeredness is characteristic of the transport network of the Khanty-Mansiysk and Yamalo-Nenets Autonomous Districts, the Kemerovo Oblast, the Khabarovsk Territory and Buryatia. The multifocal nature of the second topological tier of the cyclic skeleton is a distinctive feature of land transport networks in the south of the Krasnoyarsk Territory, the Irkutsk Oblast, the Republic of Yakutia, Kemerovo and Novosibirsk Oblasts. The same feature is characteristic for the third topological tier of the communications’ network in the Altai Territory. According to the level of spatial reliability (vulnerability) of the topological structure, the following types of regional transport networks are distinguished: the most reliable (4 regions), highly reliable (8), medium reliable (5), highly vulnerable with a low level of spatial reliability (5), the most vulnerable with a minimum level of spatial reliability (5 regions).

Список литературы

1.      Атлас автодорог. Россия, страны СНГ и Балтии (приграничные районы). М.: Дизайн. Информация. Картография: изд-во АСТ, 2018. 135 с.

2.      Атлас автодорог России. От Москвы до окраин. Вып. 11. М.: РУЗ Ко, 2015. 272 с.

3.      Бугроменко В.Н. Графо-аналитический метод оценки конфигурации транспортных сетей // Известия Всесоюзного географического общества. 1985. Вып. 1. С. 48–53.

4.      Каючкин Н.П. Географические основы транспортного освоения территории. Новосибирск: Наука, 2003. 166 с.

5.      Родоман Б.Б. Территориальные ареалы и сети. Очерки теоретической географии. Смоленск: Ойкумена, 1999. 256 с.

6.      Родоман Б.Б. Эволюция моноцентрических транспортных сетей // Известия РАН. Сер. геогр. 1994. № 3. С. 14–23.

7.      Россия. Атлас автодорог. 2019. М.: АСТ, 2018. 256 С.

8.      Сысоев А.А. Базы и трассы освоения как элементы территориальной структуры // География и природные ресурсы. 1981. № 2. С. 39–46.

9.      Тархов С.А. Топологические дефекты структуры транспортных сетей // 2-я Всесоюзная школа- семинар «Проблемы развития народнохозяйственной и региональной производственной инфраструктуры». Тезисы. М.–Душанбе, 1983. С. 95–96.

10.    Тархов С.А. Эволюционная морфология транспортных сетей. Смоленск–М.: Универсум, 2005. 386 с.

11.    Хаггет П. Сетевые модели в географии // Модели в географии. М., 1971. С. 287–343.

12.    Bon R. Allometry in topological structure of transportation networks // Quality and quantity. 1979. Vol. 13. № 4. P. 307–326.

13.    Haggett P., Chorley R. Network analysis in geography. London: Edward Arnold, 1969. 348 p.

14.    Kansky K.J. Structure of transportation networks: relationships between network geometry and regional characteristics // Chicago University, Department of Geography. Research Paper. 1963. № 84. 156 p.

15.    Leusmann C. Strukturierung eines Verkehrsnetzes. Verkehrsgeographische Untersuchungen unter Verwendung graphentheoretischer Ansätze am Beispiel des Sűddeutschen Eisenbahnnetzes // Bonner Geographische Abhandlungen1979. Heft 61. 157 s.