ВЛИЯНИЕ СКОРОСТНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
СООБЩЕНИЯ С МОСКВОЙ НА МОБИЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Title |
The impact
of regional express trains from Moscow on population mobility |
Автор(ы) |
А. А. Ромашина |
Author(s) |
А. A. Romashina |
DOI |
|
Страницы/Pages |
27-38 |
Статья |
|
Ключевые слова |
скоростные
поезда, маятниковая миграция, пассажиропоток, транспортная доступность,
ускорение сообщения, система расселения, железнодорожный транспорт. |
Keywords |
regional express
railroad trains, commuting, passenger flow, transport accessibility,
transport speed increase, settlement structure, rail transport. |
Аннотация |
Статья посвящена оценке влияния ускорения пассажирского
железнодорожного транспорта на изменение условий мобильности. В статье рассматривается роль маятниковой мобильности населения в
составе расселенческих связей на примере
направлений из Москвы в Тверь, Нижний Новгород, Орел, Белгород, Курск, на
которых в 2010-х гг. были реализованы проекты существенного ускорения
железнодорожного сообщения. Улучшение транспортной доступности между
Москвой и рядом региональных центров, обусловленное запуском скоростных
поездов, неодинаково отразилось на пространственном поведении жителей этих
регионов. Информационной базой для оценки условий трансформации систем
расселения в условиях транспортного ускорения послужили данные о динамике
пассажиропотоков на поездах разных типов и результаты социологических опросов
пассажиров скоростных поездов на выбранных направлениях. Делаются выводы о
влиянии на трансформацию связей технико-экономических параметров ускорения,
сложившейся картины системы расселения и других географических параметров
территории. В силу этих факторов эффекты от ускорения неодинаково проявились
на рассмотренных направлениях. Показано, что наиболее отчетливо они наблюдаются
на территориях, где ускорение позволило реализовать потенциал внутриагломерационной мобильности (Тверь), и менее
заметно – в средних по протяженности маршрутах, затрагивающих межагломерационные (Нижний Новгород) связи. Для некоторых
городов (Орел, Курск, Белгород), характерен сдержанный эффект влияния
ускорения на изменение маятниковой мобильности, чувствительной к расстоянию
от столицы и потенциалу миграций. |
Abstract (summary) |
The paper
is concerned with settlement system transformation in response to transport
speed increase and changing the conditions of commuting. The article
discusses the role of the individual spatial mobility as a part of settlement
structure by the example of directions from Moscow to Tver’,
Nizhny Novgorod, Orel, Belgorod, Kursk, where projects of significant
railroad speed increase were operated in the 2010s. Transport accessibility
improvement between Moscow and listed regional centers, caused by the launch
of regional express trains, changed the spatial
behavior of the inhabitants of these regions. The study of settlement
structure transformation in response to transport connection speed increase
was based on dynamics data of various types of trains
passenger flows and the results of sociological surveys of regional express
trains passengers. Conclusions are drawn about the role of commuting in the
settlement structure and the factors of their transformation, depending on
the speed characteristics, existing settlement structure and other
geographical characteristics of the territory. The influence of these factors
was different on the considered directions. Some of mentioned projects
affected intra- (Tver’) and inter-agglomeration
mobility (Nizhny Novgorod). Some cities (Oryol,
Kursk, Belgorod) are characterized by small effects on commuting due to it’s sensitivity to the distance
from Moscow and migration potential. |
Список литературы |
1. Антонов Е.В., Махрова
А.Г. Крупнейшие городские агломерации и
формы расселения надагломерационного уровня в
России // Изв. РАН. Сер. геогр. 2019. № 4. С. 31–45. 2. Бугроменко
В.Н. Транспорт в территориальных
системах. М.: Наука, 1987. 111 с. 3. ГОСТ Р
55056-2012. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и
определения. М.: МИИТ, 2012. 118 с. 4. Интегрированная транспортная система
/ под ред. П.А. Чистякова. М., 2018. 274 с. URL:
www.csr. ru/wp-content/uploads/2018/05/Report-Traffic-Infrastructure-2.0.pdf
(дата обращения:
21.02.2019). 5. Кочнев Ф.П. Пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте: Учеб. для вузов ж.-д. трансп. 6-е
изд., перераб. и доп. М.: Транспорт, 1980. 496 с. 6. Кузеванова
Т.А., Колясников В.А. Формирование систем расселения на основе инфраструктуры
высокоскоростного транспорта // Академ. вестн. УралНИИпроект РААСН.
2014. № 4. С. 1–26. 7. Лавриненко
П.А., Михайлова Т.Н., Ромашина А.А., Чистяков
П.А. Агломерационные эффекты как
инструмент регионального анализа // Проблемы прогнозирования. 2019. № 3
(174). С. 50–60. 8. Махрова А.Г., Бочкарев
А.Н. Анализ локальных рынков труда
через трудовые маятниковые ми- грации населения (на
примере муниципальных образований Москвы // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Науки о Земле. 2018. Т. 63. № 1. С.
56–68. 9. Махрова
А.Г., Кириллов П.Л., Бочкарев А.Н. Маятниковые
трудовые миграции населения в Московской агломерации: опыт оценок потоков с
использованием данных сотовых операторов // Региональные исследования. 2016.
№ 3(53). С. 71–82. 10. Махрова А.Г., Нефедова Т.Г, Трейвиш А.И. Московская
область сегодня и завтра: Тенденции и перспективы пространственного развития.
М.: Новый хронограф, 2008. 344 с. 11. Между домом … и домом. Возвратная
пространственная мобильность населения России / под ред. Т.Г. Нефедовой, К.В.
Аверкиевой, А.Г. Махровой. М.: Новый хронограф, 2016. 504 с. 12. Миненко Д.О. Оценка перспектив организации скоростного и
высокоскоростного движения поездов в России // Современные проблемы науки и
образования. 2015. № 1–1. 8 с. 13. Нещадин А.А.,
Строев П.В. Агломерации и агломеративные
коридоры в виде Московской и Санкт-Петербургской агломераций // Экономика.
Налоги. Право. 2013. № 6. С. 71–75. 14. Осипенко Д.Ф. Оценка экономической эффективности организации скоростного
движения пас- сажирских
поездов // Вестн. Белорус.
гос. ун-та транспорта:
Наука и транспорт. 2017. № 1(34). С. 65–67. 15. Плюснин Ю.М, Заусаева Я.Д., Жидкевич Н.Н, Позаненко А.А. Отходники.
М.: Новый хронограф, 2013. 364 с. 16. Смирнягин Л.В. Система расселения России: тенденции к переменам //
Городской альманах. 2009. Т. 4. С. 200–209. 17. Стратегия развития железнодорожного транспорта в
Российской Федерации до 2030 года.
URL: https://www.mintrans.ru/documents/1/1010 (дата обращения:
21.02.2019). 18. Транспортная стратегия Российской Федерации на
период до 2030 года. URL: https://www. mintrans.ru/documents/3/1009 (дата обращения: 21.02.2019). 19. Ушаков С.С., Василевский Л.И. Транспортная система мира. М.: Транспорт, 1971. 216 с. 20. Чудиновских
О.С. Большие данные и статистика
миграции // Вопросы статистики. 2018. № 25 (2). С. 48–56. 21. Юмагузин
В.В. Потоки мигрантов отследят по
сим-картам / Научно-образовательный портал IQ НИУ ВШЭ. 2016. URL:
https://iq.hse.ru/news/182477190.html (дата обращения 05.08.2019). 22. Янков К.В., Лавриненко П.А., Фадеев М.С. Опыт прогнозирования пассажиропотоков и со- циально-экономических
эффектов при ускорении железнодорожного сообщения в Самаро-
Тольяттинской агломерации // Научн. труды: Ин-т народнохоз.
прогнозирования РАН. 2016. № 1. С. 622–646. 23. Albalate D., Bel G., Tomer A. High-Speed Rail: Lessons for
Policy Makers from Experiences Abroad // Public Administration
Review. 2012. Vol. 72, № 3. Р. 336–350. 24. Bonnafous A. The Regional Impact of the TGV //
Transportation. 1987. Vol. 14, № 2. Р. 127–137. 25. Chen
H., Sun D., Zhu Zh., Zeng J. The Impact
of High-Speed Rail on Residents’ Travel Behavior and Household
Mobility: A Case Study of the Beijing-Shanghai Line, China // Sustainability,
MDPI, Open Access Journal. 2016, Vol. 8(11). Р. 1–14. 26. Ciccone A. Agglomeration effects in Europe //
European Economic Review. 2002. Vol. 46. № 2. Р. 213–227. 27. Combes P.P., Duranton G., Gobillon L., Puga D., Roux
S. The
productivity advantages of large cities: Distinguishing agglomeration from
firm selection // Econometrica. 2012. Vol. 80.
№ 6. Р. 2543–2594. 28. Graham
D.J. Agglomeration Economies and Transport
Investment. Discussion paper // Joint Transport Research
Center. OECD. International Transport Forum. 2007.
№ 11. 23 р. |
Reference |
1. Antonov E.V., Makhrova A.G. Largest Urban Agglomerations and
Super-Agglomerations in Russia. Izvestija
Ross. akademii nauk. Ser. geog., 2019, no. 4, pp.
31–45. (In Russ.). 2.
Bugromenko V.N. Transport v territorial’nyh sistemah [Transport
in territorial systems]. Moscow: Nauka Publ., 1987.
111 p. (In Russ.). 3.
GOST R 55056-2012. Transport zheleznodorozhnyj.
Osnovnye ponjatija. Terminy i opredelenija [Rail
transport. Concepts. Terms and definitions]. Moscow: MIIT Publ., 2012. 118 p.
(In Russ.). 4. Integrirovannaja transportnaja Sistema [Integrated transport system]. Chistjakov P.A., eds. M., 2018. 274 p.
URL: www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/05/Report-Traffic-Infrastructure-2.0.pdf
[Accessed: 21.02.2019]. (In Russ.). 5.
Kochnev F.P. Passazhirskie
perevozki na zheleznodorozhnom transporte: Uchebnik dlja vuzov zh.-d. transp. [Passenger
rail transport: Textbook for railway specialty universities]. Moscow:
Transport Publ., 1980. 496 p. (In Russ.). 6.
Kuzevanova T.A., Kolyasnikov
V.A. Formation of settlement systems based on high-speed transport
infrastructure. Akademicheskij vestnik UralNIIproekt
RAASN, 2014, no. 4, pp. 21–26. (In Russ.). 7.
Lavrinenko P.A., Mikhailova
T.N., Romashina A.A., Chistyakov
P.A. Agglomeration effect as a tool of regional development. Problemy prognozirovanija, 2019,
no. 3 (174), pp. 50–60. (In Russ.). 8.
Makhrova A.G., Bochkarev
A.N. Analyzing local labor markets through commuting (a study of Moscow
municipalities). Vestnik Sankt-Peterburgskogo un-ta. Nauki o Zemle, 2018,
vol. 63, no. 1, pp. 56–68. (In Russ.). 9.
Makhrova A.G., Kirillov
P.L., Bochkarev A.N. Labour
commuting in Moscow metropolitan area: evaluation of flows using data from
mobile network operators. Regional’nye
issledovanija, 2016, no. 3 (53), pp.
71–82. (In Russ.). 10. Mahrova A.G., Nefedova T.G, Trejvish
A.I. Moskovskaja oblast’ segodnja i zavtra.
Tendencii i perspektivy prostranstvennogo razvitija [Moscow oblast today and tomorrow.
Trends and prospects for spatial development]. Moscow: Novyj
Khronograf Publ., 2008. 344 p. (In Russ.). 11. Mezhdu domom... i domom. vozvratnaja prostranstvennaja
mobil’nost’ naselenija Rossii [Between home... and home. Commuting in Russia]. Nefedova T.G., Averkieva K.V., Makhrova A.G., eds. M.: Novyj
Khronograf Publ., 2016. 504 p. (In Russ.). 12. Minenko D.O. Assessment of the prospects for the
high-speed trains in Russia. Sovremennye
problemy nauki i obrazovanija, 2015,
no. 1-1, 8 p. (In Russ.). 13. Neshhadin A.A., Stroev P.V.
Agglomerations and agglomeration corridors of Moscow and St. Petersburg agglomerations. Ekonomika. Nalogi. Pravo, 2013, no. 6, pp. 71–75. (In Russ.). 14. Osipenko D.F. Assessment of economic efficiency of the
organization of the high-speed movement of passenger trains. Vestnik Belorusskogo gos. un-ta
transporta: Nauka i transport, 2017, no. 1 (34), pp. 65–67. (In
Russ.). 15. Plusnin U.M, Zausaeva Ya.D., Zhidkevich N.N, Pozanenko A.A. Othodniki [Migratory
labour]. Moscow: Novyj Khronograf Publ., 2013. 364 p. (In Russ.). 16. Smirnyagin L.V. Settlement system in Russia:
changing trands. Gorodskoj
al’manah. Fond Institut jekonomiki goroda, 2009,
vol. 4, pp. 200–209. (In Russ.). 17. Strategija razvitija zheleznodorozhnogo transporta v
Rossijskoj Federacii do 2030 [Railway transport strategy in the Russian
Federation until 2030]. URL: https://www.mintrans.ru/documents/1/1010.
[Accessed: 21.02.2020]. (In Russ.). 18. Transportnaja strategija Rossijskoj Federacii na period do 2030 [Transport strategy in the Russian
Federation until 2030]. URL: https://www.mintrans.ru/documents/3/1009. [Accessed:
21.02.2020]. (In Russ.). 19. Ushakov S.S., Vasilevsky
L.I. Transportnaja sistema mira [Transport
system of the world]. Moscow: Transport Publ., 1971. 216 p. (In Russ.). 20. Chudinovskikh O.S. Big data and migration
statistics. Voprosy statistiki, 2018, no. 25 (2), pp. 48–56. (In
Russ.). 21. Umaguzin, V.V. Migrant flows tracked by SIM cards. Nauchno-obrazovatel’nyj portal IQ NIU VShU. 2016. URL:
https://iq.hse.ru/news/182477190.html [Accessed: 05.08.2019]. (In Russ.). 22. Yankov K.V., Lavrinenko P.A., Fadeev M.S. Experience of passenger flows and
socio-economic effects forecasting in case of railway transport speed
increase in the Samara-Tolyatti agglomeration. Nauchnye
trudy: Institut narodnohozjajstvennogo prognozirovanija
RAN, 2016, no. 1, pp. 622–646. (In Russ.). 23. Albalate D., Bel G., Tomer A. High-Speed Rail: Lessons for Policy Makers from
Experiences Abroad // Public
Administration Review, 2012, vol. 72, no. 3, pp. 336–350. 24. Bonnafous A. The Regional Impact of the TGV // Transportation,
1987, vol. 14, no. 2, pp. 127–137. 25.
Chen H., Sun D., Zhu Zh., Zeng J. The Impact of
High-Speed Rail on Residents’ Travel Behavior and Household Mobility: A Case
Study of the Beijing-Shanghai Line, China. Sustainability, MDPI, Open
Access Journal, 2016, vol. 8 (11), pp. 1–14. 26. Ciccone A. Agglomeration effects in Europe // European
Economic Review, 2002, vol. 46, no. 2, pp. 213–227. 27. Combes P.P., Duranton G., Gobillon L., Puga D., Roux S.
The productivity advantages of large cities: Distinguishing agglomeration
from firm selection // Econometrica, 2012,
vol. 80, no. 6, pp. 2543– 2594. 28.
Graham D.J. Agglomeration Economies and Transport Investment. Discussion
paper // Joint Transport Research Center. OECD. International
Transport Forum, 2007, no. 2007–11. 23
p. |