ВЛИЯНИЕ СКОРОСТНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СООБЩЕНИЯ С МОСКВОЙ НА МОБИЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Title

The impact of regional express trains from Moscow on population mobility

Автор(ы)

А. А. Ромашина

Author(s)

А. A. Romashina

DOI

10.5922/1994-5280-2020-1-3

Страницы/Pages

27-38

Статья

Загрузить

Ключевые слова

 скоростные поезда, маятниковая миграция, пассажиропоток, транспортная доступность, ускорение сообщения, система расселения, железнодорожный транспорт.

Keywords

regional express railroad trainscommuting, passenger flow, transport accessibility, transport speed increase, settlement structure, rail transport.

Аннотация

Статья посвящена оценке влияния ускорения пассажирского железнодорожного транспорта на изменение условий мобильности. В статье рассматривается роль маятниковой мобильности населения в составе расселенческих связей на примере направлений из Москвы в Тверь, Нижний Новгород, Орел, Белгород, Курск, на которых в 2010-х гг. были реализованы проекты существенного ускорения железнодорожного сообщения. Улучшение транспортной доступности между Москвой и рядом региональных центров, обусловленное запуском скоростных поездов, неодинаково отразилось на пространственном поведении жителей этих регионов. Информационной базой для оценки условий трансформации систем расселения в условиях транспортного ускорения послужили данные о динамике пассажиропотоков на поездах разных типов и результаты социологических опросов пассажиров скоростных поездов на выбранных направлениях. Делаются выводы о влиянии на трансформацию связей технико-экономических параметров ускорения, сложившейся картины системы расселения и других географических параметров территории. В силу этих факторов эффекты от ускорения неодинаково проявились на рассмотренных направлениях. Показано, что наиболее отчетливо они наблюдаются на территориях, где ускорение позволило реализовать потенциал внутриагломерационной мобильности (Тверь), и менее заметно – в средних по протяженности маршрутах, затрагивающих межагломерационные (Нижний Новгород) связи. Для некоторых городов (Орел, Курск, Белгород), характерен сдержанный эффект влияния ускорения на изменение маятниковой мобильности, чувствительной к расстоянию от столицы и потенциалу миграций.

Abstract (summary)

The paper is concerned with settlement system transformation in response to transport speed increase and changing the conditions of commuting. The article discusses the role of the individual spatial mobility as a part of settlement structure by the example of directions from Moscow to Tver’, Nizhny Novgorod, Orel, Belgorod, Kursk, where projects of significant railroad speed increase were operated in the 2010s. Transport accessibility improvement between Moscow and listed regional centers, caused by the launch of regional express trains, changed the spatial behavior of the inhabitants of these regions. The study of settlement structure transformation in response to transport connection speed increase was based on dynamics data of various types of trains passenger flows and the results of sociological surveys of regional express trains passengers. Conclusions are drawn about the role of commuting in the settlement structure and the factors of their transformation, depending on the speed characteristics, existing settlement structure and other geographical characteristics of the territory. The influence of these factors was different on the considered directions. Some of mentioned projects affected intra- (Tver’) and inter-agglomeration mobility (Nizhny Novgorod). Some cities (Oryol, Kursk, Belgorod) are characterized by small effects on commuting due to it’s sensitivity to the distance from Moscow and migration potential.

Список литературы

1.    Антонов Е.В., Махрова А.Г. Крупнейшие городские агломерации и формы расселения надагломерационного уровня в России // Изв. РАН. Сер. геогр. 2019. № 4. С. 31–45.

2.    Бугроменко В.Н. Транспорт в территориальных системах. М.: Наука, 1987. 111 с.

3.    ГОСТ Р 55056-2012. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения. М.: МИИТ, 2012. 118 с.

4.    Интегрированная транспортная система / под ред. П.А. Чистякова. М., 2018. 274 с. URL: www.csr. ru/wp-content/uploads/2018/05/Report-Traffic-Infrastructure-2.0.pdf (дата обращения: 21.02.2019).

5.    Кочнев Ф.П. Пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте: Учеб. для вузов ж.-д. трансп. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Транспорт, 1980. 496 с.

6.    Кузеванова Т.А., Колясников В.А. Формирование систем расселения на основе инфраструктуры высокоскоростного транспорта // Академ. вестн. УралНИИпроект РААСН. 2014. № 4. С. 1–26.

7.    Лавриненко П.А., Михайлова Т.Н., Ромашина А.А., Чистяков П.А. Агломерационные эффекты как инструмент регионального анализа // Проблемы прогнозирования. 2019. № 3 (174). С. 50–60.

8.    Махрова А.Г., Бочкарев А.Н. Анализ локальных рынков труда через трудовые маятниковые ми- грации населения (на примере муниципальных образований Москвы // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Науки о Земле. 2018. Т. 63. № 1. С. 56–68.

9.    Махрова А.Г., Кириллов П.Л., Бочкарев А.Н. Маятниковые трудовые миграции населения в Московской агломерации: опыт оценок потоков с использованием данных сотовых операторов // Региональные исследования. 2016. № 3(53). С. 71–82.

10.  Махрова А.Г., Нефедова Т.Г, Трейвиш А.И. Московская область сегодня и завтра: Тенденции и перспективы пространственного развития. М.: Новый хронограф, 2008. 344 с.

11.  Между домом … и домом. Возвратная пространственная мобильность населения России / под ред. Т.Г. Нефедовой, К.В. Аверкиевой, А.Г. Махровой. М.: Новый хронограф, 2016. 504 с.

12.  Миненко Д.О. Оценка перспектив организации скоростного и высокоскоростного движения поездов в России // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–1. 8 с.

13.  Нещадин А.А., Строев П.В. Агломерации и агломеративные коридоры в виде Московской и Санкт-Петербургской агломераций // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 6. С. 71–75.

14.  Осипенко Д.Ф. Оценка экономической эффективности организации скоростного движения пас- сажирских поездов // Вестн. Белорус. гос. ун-та транспорта: Наука и транспорт. 2017. № 1(34). С. 65–67.

15.  Плюснин Ю.М, Заусаева Я.Д., Жидкевич Н.Н, Позаненко А.А. Отходники. М.: Новый хронограф, 2013. 364 с.

16.  Смирнягин Л.В. Система расселения России: тенденции к переменам // Городской альманах. 2009. Т. 4. С. 200–209.

17.  Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. URL: https://www.mintrans.ru/documents/1/1010 (дата обращения: 21.02.2019).

18.  Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. URL: https://www. mintrans.ru/documents/3/1009 (дата обращения: 21.02.2019).

19.  Ушаков С.С., Василевский Л.И. Транспортная система мира. М.: Транспорт, 1971. 216 с.

20.  Чудиновских О.С. Большие данные и статистика миграции // Вопросы статистики. 2018. № 25 (2). С. 48–56.

21.  Юмагузин В.В. Потоки мигрантов отследят по сим-картам / Научно-образовательный портал IQ НИУ ВШЭ. 2016. URL: https://iq.hse.ru/news/182477190.html (дата обращения 05.08.2019).

22.  Янков К.В., Лавриненко П.А., Фадеев М.С. Опыт прогнозирования пассажиропотоков и со- циально-экономических эффектов при ускорении железнодорожного сообщения в Самаро- Тольяттинской агломерации // Научн. труды: Ин-т народнохоз. прогнозирования РАН. 2016.

№ 1. С. 622–646.

23.  Albalate D., Bel G., Tomer A. High-Speed Rail: Lessons for Policy Makers from Experiences Abroad // Public Administration Review. 2012. Vol. 72, № 3. Р. 336–350.

24.  Bonnafous A. The Regional Impact of the TGV // Transportation. 1987. Vol. 14, № 2. Р. 127–137.

25.  Chen H., Sun D., Zhu Zh., Zeng J. The Impact of High-Speed Rail on Residents’ Travel Behavior

and Household Mobility: A Case Study of the Beijing-Shanghai Line, China // Sustainability, MDPI, Open Access Journal. 2016, Vol. 8(11). Р. 1–14.

26.  Ciccone A. Agglomeration effects in Europe // European Economic Review. 2002. Vol. 46. № 2. Р. 213–227.

27.  Combes P.P., Duranton G., Gobillon L., Puga D., Roux S. The productivity advantages of large cities: Distinguishing agglomeration from firm selection // Econometrica. 2012. Vol. 80. № 6. Р. 2543–2594.

28.  Graham D.J. Agglomeration Economies and Transport Investment. Discussion paper // Joint Transport

Research Center. OECD. International Transport Forum. 2007. № 11. 23 р.

 

Reference

1.     Antonov E.V., Makhrova A.G. Largest Urban Agglomerations and Super-Agglomerations in Russia. Izvestija Ross. akademii nauk. Ser. geog., 2019, no. 4, pp. 31–45. (In Russ.).

2.     Bugromenko V.N. Transport v territorial’nyh sistemah [Transport in territorial systems]. Moscow: Nauka Publ., 1987. 111 p. (In Russ.).

3.     GOST R 55056-2012. Transport zheleznodorozhnyj. Osnovnye ponjatija. Terminy i opredelenija [Rail transport. Concepts. Terms and definitions]. Moscow: MIIT Publ., 2012. 118 p. (In Russ.).

4.     Integrirovannaja transportnaja Sistema [Integrated transport system]. Chistjakov P.A., eds. M., 2018. 274 p. URL: www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/05/Report-Traffic-Infrastructure-2.0.pdf [Accessed: 21.02.2019]. (In Russ.).

5.     Kochnev F.P. Passazhirskie perevozki na zheleznodorozhnom transporte: Uchebnik dlja vuzov zh.-d. transp. [Passenger rail transport: Textbook for railway specialty universities]. Moscow: Transport Publ., 1980. 496 p. (In Russ.).

6.     Kuzevanova T.A., Kolyasnikov V.A. Formation of settlement systems based on high-speed transport infrastructure. Akademicheskij vestnik UralNIIproekt RAASN, 2014, no. 4, pp. 21–26. (In Russ.).

7.     Lavrinenko P.A., Mikhailova T.N., Romashina A.A., Chistyakov P.A. Agglomeration effect as a tool of regional development. Problemy prognozirovanija2019, no. 3 (174), pp. 50–60. (In Russ.).

8.     Makhrova A.G., Bochkarev A.N. Analyzing local labor markets through commuting (a study of Moscow municipalities). Vestnik Sankt-Peterburgskogo un-ta. Nauki o Zemle2018, vol. 63, no. 1, pp. 56–68. (In Russ.).

9.     Makhrova A.G., Kirillov P.L., Bochkarev A.N. Labour commuting in Moscow metropolitan area: evaluation of flows using data from mobile network operators. Regional’nye issledovanija2016, no. 3 (53), pp. 71–82. (In Russ.).

10.  Mahrova A.G., Nefedova T.G, Trejvish A.I. Moskovskaja oblast’ segodnja i zavtra. Tendencii i perspektivy prostranstvennogo razvitija [Moscow oblast today and tomorrow. Trends and prospects for spatial development]. Moscow: Novyj Khronograf Publ., 2008. 344 p. (In Russ.).

11.  Mezhdu domom... i domom. vozvratnaja prostranstvennaja mobil’nostnaselenija Rossii [Between home... and home. Commuting in Russia]. Nefedova T.G., Averkieva K.V., Makhrova A.G., eds. M.: Novyj Khronograf Publ., 2016. 504 p. (In Russ.).

12.  Minenko D.O. Assessment of the prospects for the high-speed trains in Russia. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija2015, no. 1-1, 8 p. (In Russ.).

13.  Neshhadin A.A., Stroev P.V. Agglomerations and agglomeration corridors of Moscow and St. Petersburg agglomerations. Ekonomika. Nalogi. Pravo2013, no. 6, pp. 71–75. (In Russ.).

14.  Osipenko D.F. Assessment of economic efficiency of the organization of the high-speed movement of passenger trains. Vestnik Belorusskogo gos. un-ta transporta: Nauka i transport, 2017, no. 1 (34), pp. 65–67. (In Russ.).

15.  Plusnin U.M, Zausaeva Ya.D., Zhidkevich N.N, Pozanenko A.A. Othodniki [Migratory labour]. Moscow: Novyj Khronograf Publ., 2013. 364 p. (In Russ.).

16.  Smirnyagin L.VSettlement system in Russia: changing trands. Gorodskoj al’manah. Fond Institut jekonomiki goroda2009, vol. 4, pp. 200–209. (In Russ.).

17.  Strategija razvitija zheleznodorozhnogo transporta v Rossijskoj Federacii do 2030 [Railway transport strategy in the Russian Federation until 2030]. URL: https://www.mintrans.ru/documents/1/1010. [Accessed: 21.02.2020]. (In Russ.).

18.  Transportnaja strategija Rossijskoj Federacii na period do 2030 [Transport strategy in the Russian Federation until 2030]. URL: https://www.mintrans.ru/documents/3/1009. [Accessed: 21.02.2020]. (In Russ.).

19.  Ushakov S.S., Vasilevsky L.I. Transportnaja sistema mira [Transport system of the world]. Moscow: Transport Publ., 1971. 216 p. (In Russ.).

20.  Chudinovskikh O.S. Big data and migration statistics. Voprosy statistiki2018, no. 25 (2), pp. 48–56. (In Russ.).

21.  Umaguzin, V.V. Migrant flows tracked by SIM cards. Nauchno-obrazovatel’nyj portal IQ NIU VShU.

2016. URL: https://iq.hse.ru/news/182477190.html [Accessed: 05.08.2019]. (In Russ.).

22.  Yankov K.V., Lavrinenko P.A., Fadeev M.S. Experience of passenger flows and socio-economic effects forecasting in case of railway transport speed increase in the Samara-Tolyatti agglomeration. Nauchnye trudy: Institut narodnohozjajstvennogo prognozirovanija RAN, 2016, no. 1, pp. 622–646. (In Russ.).

23.  Albalate D., Bel G., Tomer A. High-Speed Rail: Lessons for Policy Makers from Experiences Abroad //

Public Administration Review, 2012, vol. 72, no. 3, pp. 336–350.

24.  Bonnafous A. The Regional Impact of the TGV // Transportation, 1987, vol. 14, no. 2, pp. 127–137.

25.  Chen H., Sun D., Zhu Zh., Zeng J. The Impact of High-Speed Rail on Residents’ Travel Behavior and Household Mobility: A Case Study of the Beijing-Shanghai Line, China. Sustainability, MDPI, Open Access Journal, 2016, vol. 8 (11), pp. 1–14.

26.  Ciccone A. Agglomeration effects in Europe // European Economic Review, 2002, vol. 46, no. 2, pp. 213–227.

27.  Combes P.P., Duranton G., Gobillon L., Puga D., Roux S. The productivity advantages of large cities: Distinguishing agglomeration from firm selection // Econometrica2012, vol. 80, no. 6, pp. 2543– 2594.

28.  Graham D.J. Agglomeration Economies and Transport Investment. Discussion paper // Joint Transport Research Center. OECD. International Transport Forum, 2007, no. 2007–11. 23 p.