НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА РОССИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

Title

New viewpoint at the Russian space: regional transport tax

Автор

А. Н. Пилясов, А. О. Богодухов

Author(s)

A. N. Pilyasov, A. O. Bogodukhov

DOI

10.5922/1994-5280-2019-1-3

Страницы/Pages

26-38

Статья

Загрузить

Ключевые слова

территориальные структуры российского пространства, региональный транспортный налог, пространственное измерение институтов.

Key words

territorial structures of the Russian space, regional transport tax, spatial dimension of institutions.

Аннотация

Пространственное распределение ставок регионального транспортного налога является интересным и новым объектом экономико-географического исследования, синтезирующим анализ территориальных структур и институтов. Предпринятое исследование по материалам 2018 г. позволило сделать несколько выводов: 1) регионы Сибири и Дальнего Востока отличаются от регионов Центральной России более низкими ставками транспортного налога по многим видам транспортных средств и интервалам мощности двигателя; 2) обнаруживается меридианная цепочка регионов от Республики Коми до Республики Башкортостан с максимальными ставками транспортного налога на маломощные мотоциклы и легковые автомобили (до 45 л. с.); 3) внутри Центральной России обнаруживается устойчивый «клин» регионов по оси «Смоленск-Пермь» с низкими ставками транспортного налога на джипы-внедорожники и супербайки. Обнаруженные территориальные структуры и кластеры регионов со сходными ставками транспортного налога подтверждают наличие пространственного измерения у экономических институтов, возможность и необходимость его выявления и анализа.

Abstract (summary)

The spatial distribution of regional transport tax rates is an interesting and new object of geographical research, synthesizing the analysis of territorial structures and institutions. The undertaken study on the materials of 2018 data made it possible to draw several conclusions: 1) the regions of Siberia and the Far East differ from those of Central Russia by lower rates of transport tax for many types of vehicles;

2) the pre-Urals axis is found from the Komi Republic to the Republic of Bashkortostan of the regions with maximum transport tax rates on low-power motorcycles and cars (up to 45 hp); 3) within Central Russia, a steady «wedge» of regions along the Smolensk-Perm axis is found with low transport tax rates on SUVs and superbikes. Discovered territorial structures and clusters of regions with similar transport tax rates confirm the existence of a spatial dimension in economic institutions, the possibility and necessity of its identification and analysis.

Список литературы

1. Бабурин В.Л., Горлов В.Н, Шувалов В.Е. Роль и основные функции внешней зоны в территориальной структуре Московского региона // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 1988. № 4. С. 24–30.

2. Бугроменко В.Н. Современная география транспорта и транспортная доступность // Известия РАН. Сер. геогр. 2010. № 4. С. 7–16.

3. Глезер О.Б. Система местного самоуправления как составная часть институциональной среды расселения в современной России // Вопросы географии. Сб. 135: География населения и социальная география / Отв. ред. А.И. Алексеев, А.А. Ткаченко. М.: Изд. дом. «Кодекс», 2013. С. 224–244.

4. Гольц Г.А. Культура, экономика, транспорт: пути использования взаимосвязей в прогнозировании // Проблемы прогнозирования. 2000. № 1. С. 152–167.

5. Зубаревич Н.В. Стратегия пространственного развития после кризиса: от больших проектов к институциональной модернизации // Журнал новой экономической ассоциации. 2015. № 2 (26). С. 226–230.

6. Космачев К.П. Географическая экспертиза (методологические аспекты). Новосибирск: Наука,1981. 110 с.

7. Маергойз И.М. Территориальная структура хозяйства. Новосибирск: Наука, 1986. 302 с.

8. Пилясов А.Н., Замятина Н.Ю. Сравнительный институциональный анализ как новый инструмент исследования проблем пространственного развития // Региональные исследования. 2012. № 6. С. 239–250.

9. Сахчинская Н.С. Региональные и местные налоги и сборы с организаций: курс лекций. Самара: Самар. гум. акад., 2009. 76 с.

10. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р. 33 с.

11. Сысоева Н.М. Географическая экспертиза как вклад в развитие институционального направления в экономической географии (к 90-летию со дня рождения К.П. Космачева) // География и природные ресурсы. 2011. № 4. С. 157–160.

12. Тархов С.А. Транспортная освоенность территории // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 2018. № 2. С. 3–9.

13. Калькулятор транспортного налога 2018 года. URL: http://calcs.su/html/calcs/transportnii-nalog. html (дата обращения: 25.09.2018).

14. Аналитическое агентство «АВТОСТАТ». URL: https://www.autostat.ru/ (дата обращения:12.01.2019).

15. Ассоциация Европейского Бизнеса. URL: https://abreview.ru/stat/aeb/с) (дата обращения:

21.12.2018).

16. Росстат, данные 2017 г. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B17_14p/IssWWW.exe/Stg/d01/04-02.doc,

http://www.gks.ru/bgd/regl/B17_14p/IssWWW.exe/Stg/d02/19-05.doc, http://www.gks.ru/bgd/regl/

B17_14p/IssWWW.exe/Stg/d01/04-22.doc (дата обращения: 20.11.2018).

17. Федеральное казначейство, данные 2017 года (исполнение бюджетов субъектов РФ за 2017 год). URL: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannye-byudzhety-subektov/(дата обращения: 07.03.2019).