ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ОСНОВАНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРОВ

Title

Territorial identity as a designing basis for sustainable

regional tourist clusters

Автор

Д. А. Кощеев, О. Ю. Исопескуль

Author(s)

D. A. Koshcheev, O. Yu. Isopeskul

DOI

10.5922/1994-5280-2019-1-11

Страницы/Pages

118-129

Статья

Загрузить

Ключевые слова

туристский кластер, территориальная идентичность, туризм, рекреационный потенциал, бренд региона, Пермский край.

Key words

touristic cluster, clusterization policy, territorial idintity, region brand, Perm krai.

Аннотация

Статья посвящена исследованию возможности применения концепции территориальной идентичности для проектирования устойчивых региональных туристских кластеров. В статье последовательно представлены результаты теоретического анализа, по итогам которого определено содержание современных подходов к данной проблематике, отражена внутренняя структура территориальной идентичности, описан механизм потенциальной взаимосвязи данного концепта и показателей устойчивости. На основе двух наиболее релевантных подходов, разработана авторская модель территориальной идентичности, позволяющая интегрировать данный конструкт в процесс проектирования региональных туристских кластеров. Данная модель была положена в основу авторской методики идентификации территориальных идентичностей и их применения для проектирования устойчивых туристских кластеров. Полученная модель была апробирована на примере Пермского края, для которого приведены рекомендации по дальнейшему развитию кластерной политики в туризме.

Abstract (summary)

The present article looks into possibility of territorial identity conception implication for the purpose of sustainable tourism cluster construction. Within this article, we present results of theoretical analysis, which illustrate the system of modern approaches to the concept mentioned. The present analysis also showed internal structure of territorial identity and allowed to describe interaction between this concept and sustainability factors. Basing on two relevant approaches, we created author model of territorial identity, which focuses on the ability of present concept to be integrated to the process of tourism cluster projecting. The model mentioned was laid the foundation for author methodology of territorial identities identification and their further implication for the purpose of projecting sustainable tourism clusters. This model was tested and ensured through the example of Perm krai. Basing on the model implication we suggested some recommendations on tourism development in the region mentioned.

Список литературы

1. Башмаков И.С. Региональная идентичность в политической жизни Краснодарского края: ход формирования посредством символической политики власти // Теория и практика общественного развития. 2012. № 1. С. 141–144.

2. Зацепина Н.А. Влияние современных тенденций моды на формирование культурных практик отечественного туризма под влиянием глобальных социальных изменений // Национальная ассоциация учёных. 2015. № 2 (7). С. 170–173.

3. Каторин И.В. Формирование арктической зоны РФ как фактор развития региона: постановка вопросов (на примере архангельской области) // Арктика и север. 2018. № 31. С. 28–40.

4. Качанов Ю.Л. Территории в семантическом пространстве эмоциональных оценок // Региональная экономика. 1992. № 1. С. 213–227.

5. Кощеев Д.А., Исопескуль О.Ю. Проблемы реализации кластерной политики в туристской сфере Пермского края // Региональные исследования. 2017. № 3 (57). С. 91–98.

6. Кощеев Д.А. Проблемы политики устойчивого туризма на территории Пермского края // Проблемы устойчивого развития на макро-, мезо- и микроуровне. Мат-лы Междунар. научн.-практ. конф. Тюмень, 2018. С. 197–200.

7. Крылов М.П. Региональная идентичность в историческом ядре Европейской России // Социологические исследования. 2005. № 3. С. 13–23.

8. Лысикова О.В. Социальные практики туристов в круизе по Волге в условиях глобального кризиса // Вестник СГТУ. 2012. № 1 (63). С. 194–205.

9. Люкманов Э.Т. К вопросу о понятии, содержании и особенностях территориальной идентичности (географический аспект) // Вестник МГПУ. Сер. «Естественные науки». 2014. № 1 (13). С. 65–1.

10. Назукина М.В. Локальная идентичность как ресурс развития моногородов: постановка проблемы // Современный город: власть, управление, экономика. 2015. № 5. С. 244–51.

11. Петров Н.В. Формирование региональной идентичности в современной России // Центр и региональные идентичности в России / Под ред. В. Гельмана и Т. Хопфа. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в СПб, 2003. С. 125–86.

12. Тумакова К.Е. Региональная идентичность и брендинг как социально-управленческий ресурс // Власть. 2010. № 3. С. 70–3.

13. Чернышов Ю.Г. Имидж региона и региональная идентичность (на примере Алтайского края) // Вестн. Перм. ун-та. 2011. № 5. С. 105–12.

14. Buttimer A. Home, reach, and the sense of place / Ed A. Buttimer, D. Seamon, The Human Experience of Space and Place. London: Croom Helm, 1980. Р. 166–87.

15. Erikson E.H. Young man Luther: A study in psychoanalysis and history. London: Pion, 1958. 256 р.

16. Gu H., Ryan C. Place attachment, identity and community impacts of tourism –the case of a Beijing hutong // Tourism management. 2008. Vol. 29, № 4. P. 637–47.

17. Kavaratzis M., Hatch M.J. Dynamics of place brands: An identity-based approach to place branding theory // Marketing theory. 2013. Vol. 13, № 1. P. 69−6.

18. PeiróSignes A. et al. The effect of tourism clusters on US hotel performance // Cornell Hospitality Quarterly. 2015. Vol. 56, № 2. P. 155–67.

19. Proshansky H.M. The city and self-identity // Environment and Behavior. 1978. № 10. P. 147–69.

20. Relph E. Place and Placelessness. London: Pion, 1976. 185 р.

21. Stokols D, Shumaker S.A. People in places: transactional view of settings / Ed J. Harvey. Cognition, Social Behavior, and the Environment. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum. Р. 441–88.

22. Tuan Y.F. Rootedness versus sense of place // Landscape. 1980. № 24. P. 3–8.