ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕТЕЙ
ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА В ГОРОДАХ РОССИИ
Title |
Spatial
interaction of electric transport networks in Russian cities |
Автор(ы) |
П. С. Степанов |
Author(s) |
P. S. Stepanov |
DOI |
|
Страницы/Pages |
110-121 |
Статья |
|
Ключевые слова |
электротранспорт, трамвай,
троллейбус, метрополитен, интенсивность движения, пространственное
взаимодействие, маршрутная сеть, магистральный вид транспорта. |
Keywords |
Tram
network, trolleybus network, subway, tram route, trolleybus route, range of motion. |
Аннотация |
Транспортные системы крупнейших городов России в
большинстве своем включают в себя обширные трамвайные и троллейбусные сети. В
7 городах-миллионниках имеется метрополитен. Таким
образом, электротранспорт играет значительную роль в пассажирских перевозках
в этих городах. Разные виды городского электротранспорта могут по-разному
влиять друг на друга, а уровень их пространственного взаимодействия может
отличаться. Например, в общемировой практике распространены схемы, когда
большинство видов общественного транспорта города (автобус, троллейбус,
трамвай, маршрутное такси и т.д.) являются подвозящими к линиям
метрополитена, который представляет собой магистральный вид транспорта внутри
интегрированной транспортной системы крупного города (в отдельных случаях
роль метрополитена может выполнять скоростной трамвай). Кроме того,
трамвайный и троллейбусный транспорт могут по-разному быть интегрированы
между собой. На уровень этой интеграции могут оказывать влияние разнообразные
факторы и процессы, происходящие внутри город: замена одного вида транспорта
другим, сокращение линий одного из видов транспорта и т.д. Различные варианты
пространственного взаимодействия сетей городского электротранспорта
раскрываются на примере трех городов России: Казань, Самара и
Санкт-Петербург. |
Abstract (summary) |
The
transport systems of the largest cities in Russia usually include extensive
tram and trolleybus networks. There are subways in seven million-plus cities.
Thus, electric transport has a very significant role in the passenger traffic
of these cities. Moreover, the mentioned elements of the electric transport
system can influence each other in different ways, and the level of their
spatial interaction can also differ. For example, in global practice, there
are cases when most types of public transport in the city (bus, trolley,
tram, minibus, etc.) are feeders to subway lines, which are usually the key
mode of transport within the integrated transport system of a large city (in
In some cases, the role of the subway can be performed by a light rail). In
addition, tram and trolleybus can be integrated in different ways. Diverse
factors and processes taking place inside the city can influence the level of
this integration: replacing one mode of transport with another, shortening
the lines of one of the modes of transport, etc. Various options for such
interaction are described by the example of three Russia’s cities: Kazan,
Samara and St. Petersburg. |
Список литературы |
1. Величенко
М.Н. Ленинградский / Петербургский
троллейбус. История и современность. СПб.: Цветпринт,
2011. 140 с. 2. Величенко
М.Н. Трамвай и троллейбус
Санкт-Петербурга. СПб.: Лики России, 1997. 240 с. 3. Степанов
П.С. История формирования трамвайной и
троллейбусной сетей Санкт-Петербурга // Социально-экономические проблемы
развития и функционирования транспортных систем городов и зон их влияния. Минск: БНТУ, 2019. С. 239–250. 4. Тархов С.А. Сравнительно-географический анализ сетей городского
транспорта Москвы и Ленинграда // Изв. ВГО. 1986.
Т. 118. № 2. С. 133–141. 5. Тархов С.А. Эволюционная морфология транспортных сетей. Смоленск:
Универсум, 2005. 386 с. 6. Уткин A.A. Методика изучения территориальной организации
общественного транспорта в крупном городе // Вестн.
Воронеж. ун-та. Сер.: География и геоэкология. 2008. № 1. С. 43–49. 7. Уткин A.A. Пространственная морфология транспортного каркаса
крупного города (на примере Твери) // Урбанизация в условиях трансформации
социально-экономической структуры общества. Смоленск: Универсум, 2003. С.
212–216. 8. Уткин A.A. Территориальная организация городского общественного
транспорта (на примере Твери) // Социальная инфраструктура в развитии городов
и регионов современной России / Научн. сер.
«География и региональное развитие». Вып. 4. Тверь:
Научн. книга, 2006. С. 64–79. 9. Batty
M. Cities and complexity.
Cambridge,
MA: The MIT Press, 2005. 592 p. 10. Barthelemy M. Spatial Networks. Physics
Reports. Baltimore: Science Direct, 2011. 101 p. 11. Hanson
S., Giuliano G. The geography of urban
transportation. NY: Guilford Press, 2004. 400 p. 12. Reggiani A., Nijkamp P. Spatial
dynamics, networks and modelling. Cheltenham,
UK: E. Elgar Publishing, 2006. 494 p. 13. Reggiani A., Nijkamp P. Complexity
and Spatial Networks: In Search of Simplicity. Berlin: Springer, 2009. 284 p. 14. Городской электротранспорт: URL:
https://transphoto.ru (дата обращения: 10.09.2019). 15. ГУП «Петербургский метрополитен», официальный
сайт: URL: http://www.metro.spb.ru/metro. html
(дата обращения: 10.09.2019). 16. Метроэлектротранс,
официальный сайт: URL: http://www.kazanmetro.ru/nazemnyj-transport/
kazanskii-tramvai.html (дата обращения: 10.09.2019). 17. Муниципальное предприятие городского округа
Самара «Трамвайно-троллейбусное управление, официальный сайт: URL:
http://ttu-s.ru (дата обращения: 10.09.2019). 18. Общественный транспорт Самарской области:
URL: http://www.samaratrans.info/wiki/index.php/ Заглавная_страница
(дата обращения: 10.09.2019). 19. Транспорт в России: URL: https://tr.ru (дата
обращения: 10.09.2019). |
Reference |
1.
Velichenko M.N. Leningradskij
/ Peterburgskij trollejbus.
Istoriya i sovremennost’ [Leningrad / Petersburg
trolleybus. History and Modernity]. St. Petersburg: Tsvetprint,
2011. 140 p. (In Russ.). 2.
Velichenko M.N. Tramvaj
i trollejbus Sankt-Peterburga [Tram and trolleybus of St.
Petersburg]. St. Petersburg: Liki Rossii, 1997. 240 p. (In Russ.). 3.
Stepanov P.S. The history of the formation of tram
and trolleybus networks in St. Petersburg, in Social’no-ekonomicheskie
problemy razvitiya i funkcionirovaniya transportnyh sistem gorodov i zon
ih vliyaniya [Socio-economic
problems of the development and functioning of transport systems of cities and
zones of their influence]. Minsk: BNTU, 2019, pp. 239–250. (In Russ.). 4.
Tarkhov S.A. Comparative-geographical analysis of
urban transport networks in Moscow and Leningrad. Izvestia
of the All-Union Geographical Society, 1986, vol. 118, no. 2, pp. 133–141.
(In Russ.). 5.
Tarkhov S.A. Evolyucionnaya
morfologiya transportnyh setej [Evolutionary morphology of transport
networks]. Smolensk-M.: Universum, 2005. 386 p. (In
Russ.). 6.
Utkin A.A. Methods of studying the territorial
organization of public transport in a large city. Bulletin of the
Voronezh State University. Ser. Geography and Geoecology, 2008,
no. 1, pp. 43–49. (In Russ.). 7.
Utkin A.A. Spatial morphology of the transport
framework of a large city (on the example of Tver).
In Urbanizaciya v usloviyah transformacii social’no-ekonomicheskoj struktury
obshchestva [Urbanization in the
conditions of transformation of the socio-economic structure of society].
Smolensk: Universum, 2003. pp. 212–216. (In Russ.). 8.
Utkin A.A. The territorial organization of urban
public transport (on the example of Tver), in Social’naya infrastruktura
v razvitii gorodov i regionov sovremennoj
Rossii [Social infrastructure in the
development of cities and regions of modern Russia. Scientific series
«Geography and regional development»]. Tver: Nauchnaya kniga, 2006, is. 4,
pp. 64–79. (In Russ.). 9.
Batty M. Cities and complexity. Cambridge, MA: The MIT Press,
2005. 592 p. 10. Barthelemy M. Spatial Networks. Physics
Reports. Baltimore: Science Direct, 2011. 101 p. 11. Hanson
S., Giuliano G. The geography of urban
transportation. NY: Guilford Press, 2004. 400 p. 12. Reggiani A., Nijkamp P. Spatial
dynamics, networks and modelling. Cheltenham,
UK: E. Elgar Publishing, 2006. 494 p. 13. Reggiani A., Nijkamp P. Complexity
and Spatial Networks: In Search of Simplicity. Berlin: Springer, 2009.
284 p. 14. Gorodskoj elektrotransport [Urban
Electric Transpor]. URL: https://transphoto.ru
[Accessed 10.09.2019]. (In Russ.). 15. GUP
«Peterburgskij metropoliten»,
oficial’nyj sajt SUE
«Petersburg Metro», official site]. URL:
http:// www.metro.spb.ru/metro.html [Accessed 10.09.2019]. (In Russ.). 16. Metroelektrotrans, oficial’nyj sajt [Metroelectrotrans, official
site]. URL: http://www.kazanmetro.ru/ nazemnyj-transport/kazanskii-tramvai.html
[Accessed 10.09.2019]. (In Russ.). 17. Municipal’noe predpriyatie gorodskogo okruga Samara «Tramvajno-trollejbusnoe upravlenie,
oficial’nyj sajt [Municipal
enterprise of the Samara city district «Tram and trolleybus management»,
official site]. URL: http://ttu-s.ru. [Accessed 10.09.2019]. (In Russ.). 18. Obshchestvennyj transport Samarskoj
oblasti [Public Transport of Samara
Region]. URL: http://www. samaratrans.info/wiki/index.php. [Accessed
10.09.2019]. (In Russ.). 19. Transport
v Rossii [Transport in Russia]. URL:
https://tr.ru. [Accessed 10.09.2019]. (In Russ.). |