ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕТЕЙ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА В ГОРОДАХ РОССИИ

Title

Spatial interaction of electric transport networks in Russian cities

Автор(ы)

П. С. Степанов

Author(s)

P. S. Stepanov

DOI

10.5922/1994-5280-2020-1-10

Страницы/Pages

110-121

Статья

Загрузить

Ключевые слова

электротранспорт, трамвай, троллейбус, метрополитен, интенсивность движения, пространственное взаимодействие, маршрутная сеть, магистральный вид транспорта.

Keywords

Tram network, trolleybus network, subway, tram route, trolleybus route, range of motion.

Аннотация

Транспортные системы крупнейших городов России в большинстве своем включают в себя обширные трамвайные и троллейбусные сети. В 7 городах-миллионниках имеется метрополитен. Таким образом, электротранспорт играет значительную роль в пассажирских перевозках в этих городах. Разные виды городского электротранспорта могут по-разному влиять друг на друга, а уровень их пространственного взаимодействия может отличаться. Например, в общемировой практике распространены схемы, когда большинство видов общественного транспорта города (автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси и т.д.) являются подвозящими к линиям метрополитена, который представляет собой магистральный вид транспорта внутри интегрированной транспортной системы крупного города (в отдельных случаях роль метрополитена может выполнять скоростной трамвай). Кроме того, трамвайный и троллейбусный транспорт могут по-разному быть интегрированы между собой. На уровень этой интеграции могут оказывать влияние разнообразные факторы и процессы, происходящие внутри город: замена одного вида транспорта другим, сокращение линий одного из видов транспорта и т.д. Различные варианты пространственного взаимодействия сетей городского электротранспорта раскрываются на примере трех городов России: Казань, Самара и Санкт-Петербург.

Abstract (summary)

The transport systems of the largest cities in Russia usually include extensive tram and trolleybus networks. There are subways in seven million-plus cities. Thus, electric transport has a very significant role in the passenger traffic of these cities. Moreover, the mentioned elements of the electric transport system can influence each other in different ways, and the level of their spatial interaction can also differ. For example, in global practice, there are cases when most types of public transport in the city (bus, trolley, tram, minibus, etc.) are feeders to subway lines, which are usually the key mode of transport within the integrated transport system of a large city (in In some cases, the role of the subway can be performed by a light rail). In addition, tram and trolleybus can be integrated in different ways. Diverse factors and processes taking place inside the city can influence the level of this integration: replacing one mode of transport with another, shortening the lines of one of the modes of transport, etc. Various options for such interaction are described by the example of three Russia’s cities: Kazan, Samara and St. Petersburg.

Список литературы

1.    Величенко М.Н. Ленинградский / Петербургский троллейбус. История и современность. СПб.: Цветпринт, 2011. 140 с.

2.    Величенко М.Н. Трамвай и троллейбус Санкт-Петербурга. СПб.: Лики России, 1997. 240 с.

3.    Степанов П.С. История формирования трамвайной и троллейбусной сетей Санкт-Петербурга // Социально-экономические проблемы развития и функционирования транспортных систем городов и зон их влияния. Минск: БНТУ, 2019. С. 239–250.

4.    Тархов С.А. Сравнительно-географический анализ сетей городского транспорта Москвы и Ленинграда // Изв. ВГО. 1986. Т. 118. № 2. С. 133–141.

5.    Тархов С.А. Эволюционная морфология транспортных сетей. Смоленск: Универсум, 2005. 386 с.

6.    Уткин A.A. Методика изучения территориальной организации общественного транспорта в крупном городе // Вестн. Воронеж. ун-та. Сер.: География и геоэкология. 2008. № 1. С. 43–49.

7.    Уткин A.A. Пространственная морфология транспортного каркаса крупного города (на примере Твери) // Урбанизация в условиях трансформации социально-экономической структуры общества. Смоленск: Универсум, 2003. С. 212–216.

8.    Уткин A.A. Территориальная организация городского общественного транспорта (на примере Твери) // Социальная инфраструктура в развитии городов и регионов современной России / Научн. сер. «География и региональное развитие». Вып. 4. Тверь: Научн. книга, 2006. С. 64–79.

9.    Batty M. Cities and complexity. Cambridge, MA: The MIT Press, 2005. 592 p.

10.  Barthelemy M. Spatial Networks. Physics Reports. Baltimore: Science Direct, 2011. 101 p.

11.  Hanson S., Giuliano G. The geography of urban transportation. NY: Guilford Press, 2004. 400 p.

12.  Reggiani A., Nijkamp P. Spatial dynamics, networks and modelling. Cheltenham, UK: E. Elgar Publishing, 2006. 494 p.

13.  Reggiani A., Nijkamp P. Complexity and Spatial Networks: In Search of Simplicity. Berlin: Springer, 2009. 284 p.

14.  Городской электротранспорт: URL: https://transphoto.ru (дата обращения: 10.09.2019).

15.  ГУП «Петербургский метрополитен», официальный сайт: URL: http://www.metro.spb.ru/metro. html (дата обращения: 10.09.2019).

16.  Метроэлектротранс, официальный сайт: URL: http://www.kazanmetro.ru/nazemnyj-transport/ kazanskii-tramvai.html (дата обращения: 10.09.2019).

17.  Муниципальное предприятие городского округа Самара «Трамвайно-троллейбусное управление, официальный сайт: URL: http://ttu-s.ru (дата обращения: 10.09.2019).

18.  Общественный транспорт Самарской области: URL: http://www.samaratrans.info/wiki/index.php/ Заглавная_страница (дата обращения: 10.09.2019).

19.  Транспорт в России: URL: https://tr.ru (дата обращения: 10.09.2019).

Reference

1.    Velichenko M.N. Leningradskij / Peterburgskij trollejbus. Istoriya i sovremennost’ [Leningrad / Petersburg trolleybus. History and Modernity]. St. Petersburg: Tsvetprint, 2011. 140 p. (In Russ.).

2.    Velichenko M.N. Tramvaj i trollejbus Sankt-Peterburga [Tram and trolleybus of St. Petersburg]. St. Petersburg: Liki Rossii, 1997. 240 p. (In Russ.).

3.    Stepanov P.S. The history of the formation of tram and trolleybus networks in St. Petersburg, in Social’no-ekonomicheskie problemy razvitiya i funkcionirovaniya transportnyh sistem gorodov i zon ih vliyaniya [Socio-economic problems of the development and functioning of transport systems of cities and zones of their influence]. Minsk: BNTU, 2019, pp. 239–250. (In Russ.).

4.    Tarkhov S.A. Comparative-geographical analysis of urban transport networks in Moscow and Leningrad. Izvestia of the All-Union Geographical Society, 1986, vol. 118, no. 2, pp. 133–141. (In Russ.).

5.    Tarkhov S.A. Evolyucionnaya morfologiya transportnyh setej [Evolutionary morphology of transport networks]. Smolensk-M.: Universum, 2005. 386 p. (In Russ.).

6.    Utkin A.A. Methods of studying the territorial organization of public transport in a large city. Bulletin of the Voronezh State University. Ser. Geography and Geoecology2008, no. 1, pp. 43–49. (In Russ.).

7.    Utkin A.A. Spatial morphology of the transport framework of a large city (on the example of Tver). In Urbanizaciya v usloviyah transformacii social’no-ekonomicheskoj struktury obshchestva [Urbanization in the conditions of transformation of the socio-economic structure of society]. Smolensk: Universum, 2003. pp. 212–216. (In Russ.).

8.    Utkin A.A. The territorial organization of urban public transport (on the example of Tver), in Social’naya infrastruktura v razvitii gorodov i regionov sovremennoj Rossii [Social infrastructure in the development of cities and regions of modern Russia. Scientific series «Geography and regional development»]. Tver: Nauchnaya kniga, 2006, is. 4, pp. 64–79. (In Russ.).

9.    Batty M. Cities and complexity. Cambridge, MA: The MIT Press, 2005. 592 p.

10. Barthelemy M. Spatial Networks. Physics Reports. Baltimore: Science Direct, 2011. 101 p.

11. Hanson S., Giuliano G. The geography of urban transportation. NY: Guilford Press, 2004. 400 p.

12. Reggiani A., Nijkamp P. Spatial dynamics, networks and modelling. Cheltenham, UK: E. Elgar Publishing, 2006. 494 p.

13. Reggiani A., Nijkamp P. Complexity and Spatial Networks: In Search of Simplicity. Berlin: Springer, 2009. 284 p.

14. Gorodskoj elektrotransport [Urban Electric Transpor]. URL: https://transphoto.ru [Accessed 10.09.2019]. (In Russ.).

15. GUP «Peterburgskij metropoliten», oficial’nyj sajt SUE «Petersburg Metro», official site]. URL: http:// www.metro.spb.ru/metro.html [Accessed 10.09.2019]. (In Russ.).

16. Metroelektrotrans, oficial’nyj sajt [Metroelectrotrans, official site]. URL: http://www.kazanmetro.ru/ nazemnyj-transport/kazanskii-tramvai.html [Accessed 10.09.2019]. (In Russ.).

17. Municipal’noe predpriyatie gorodskogo okruga Samara «Tramvajno-trollejbusnoe upravlenie, oficial’nyj sajt [Municipal enterprise of the Samara city district «Tram and trolleybus management», official site]. URL: http://ttu-s.ru. [Accessed 10.09.2019]. (In Russ.).

18. Obshchestvennyj transport Samarskoj oblasti [Public Transport of Samara Region]. URL: http://www. samaratrans.info/wiki/index.php. [Accessed 10.09.2019]. (In Russ.).

19. Transport v Rossii [Transport in Russia]. URL: https://tr.ru. [Accessed 10.09.2019]. (In Russ.).