ДИНАМИКА МИГРАЦИОННЫХ НАМЕРЕНИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ В НОВЫХ КОРОНАВИРУСНЫХ РЕАЛИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ОБСЛЕДОВАНИЙ В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ) 

Title

Dynamic of school graduates migration intentions due to new COVID 19 reality (based on surveys held in Smolensk oblast)

Автор(ы)

Е.Е. Сухова

Author(s)

E.E. Sukhova

DOI

10.5922/1994-5280-2022-4-8

Страницы/Pages

92-103

Статья

Загрузить

Ключевые слова

образовательные намерения, миграционные планы, динамика, факторы выбора вуза, выпускники школ, COVID-19.

Keywords

educational intentions, migration plans, dynamics, university choice factors, school leavers, COVID-19.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования динамики миграционных настроений молодежи и факторов выбора вуза, реализованного путем сравнения данных, полученных в ходе проведения серии опросов учащихся 11 классов в докоронавирусном 2019 г. и последующих пандемических 2020 и 2021 гг. Использовался метод опроса, реализованный в режиме повторного исследования на одной территории для одной генеральной совокупности с использованием одного инструментария. Смоленская область рассматривается как типичный кейс региона, относительная географическая близость которого к крупнейшим агломерациям России со сверхконцентрацией в них ведущих вузов и более высоким уровнем социально-экономического развития привела к устойчивости миграционных настроений выпускников школ, оттоку молодежи в целях получения высшего образования и последующего трудоустройства в докоронавирусный период. Установлено поступательное снижение миграционных настроений среди выпускников смоленских школ, рассматривающих получение высшего образования как возможность смены места жительства в целях дальнейшего трудоустройства и самореализации в более перспективных регионах с высокими социально-экономическими показателями и развитым социокультурным пространством. Выявлена разница в миграционных планах выпускников школ в зависимости от места их проживания (областной центр, приграничные или внутриобластные территории, районы с прямым транспортным сообщением с Московской агломерацией). Вместе с тем, отсутствует корреляция между местом их проживания и стратегиями невозврата/продолжительности отъезда из домашнего региона.

 

Abstract (summary)

This article presents the results of a study on the dynamics of youth migration attitudes and university choice factors, implemented by comparing data from a series of surveys of 11th grade students in the pre-coronavirus year 2019 and subsequent pandemic years 2020 and 2021. A survey method was used, implemented in a repeat survey mode in the same area for the same general population using the same instrument. Smolensk region is considered as a typical case study of a region whose relative geographical proximity to major Russian agglomerations with super-concentration of leading universities and higher levels of socio-economic development has led to the stability of migration attitudes of school leavers and the outfl of young people for higher education and subsequent employment in the pre-pandemic period. A progressive decrease in migration attitudes among Smolensk school leavers, who consider higher education as an opportunity to change their place of residence for further employment and self-fulfi in more promising regions with high socio-economic indicators and developed socio-cultural space, has been established. The difference in the migration plans of school leavers depending on their place of residence (regional centre, border or intraregional areas, areas with direct transport connection to the Moscow agglomeration) has been revealed. At the same time, there is no correlation between the place of their residence and their non- return/post-departure strategies from their home region.

Список литературы

1.    Антосик Л.В., Ивашина Н.В. Факторы и направления межрегиональной миграции выпускников вузов в России // Вопросы образования / EducationalStudiesMoscow. 2021. № 2. С. 107–125. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-2-107-125.

2.    Артеменков М.Н., Сухова Е.Е. Трансформация образовательных стратегий выпускников школ в условиях распространения коронавируса COVID-19: региональный аспект // Региональные исследования. 2020. № 2. С. 111–120. DOI: 10.5922/1994-5280-2020-2-9.

3.    Громов А.Д., Платонова Д.П., Семенов Д.С., Пырова Т.Л. Доступность высшего образования в регионах России. М.: НИУ ВШЭ, 2016. 32 c.

4.    Двойнев В.В. Социокультурное пространство постсоветского города: проявление социального неравенства в архитектуре Смоленска // Человек: образ и сущность. 2021. № 1 (45). С. 85–95.

5.    Ефимова И.Н. Анализ мотивации абитуриентов при выборе вуза (на примере Нижегородской области) // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 6. С. 60–68.

6.    Захарова И.В. Сдерживание межрегиональной учебной миграции: роль вузов // Высшее образование в России. 2019. № 7. С. 71–84. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-7-71-84.

7.    Земцов С.П., Еремкин В.А., Баринова В.А. Влияет ли научная и инновационная деятельность ведущих вузов на их конкурентоспособность в борьбе за абитуриентов // Модернизация и инновационное развитие экономических систем / Матюшка В.М. (ред.). М.: РУДН, 2014. С. 296–315.

8.    Земцов С.П., Бабурин В.Л. Оценка потенциала экономико-географического положения регионов России // Экономика региона. 2016. Том 12. Вып. 1. С. 117–138. DOI: 10.17059/2016-1-9.

9.    Земцов С.П., Бабурин В.Л. Предпринимательские экосистемы в регионах России // Региональные исследования. 2019. № 2. С. 4–14. DOI: 10.5922/1994-5280-2019-2-1.

10. Зубаревич Н.В. Регионы и города России: сценарии – 2020 // Proetcontra. 2011. Январь–апрель. C. 57–71.

11. Карачурина Л.Б., Флоринская Ю.Ф. Миграционные намерения выпускников школ малых и средних городов России // Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2019. № 6. С. 82–89.

12. Карташов Г. Масштабы миграции российских студентов // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 218–131.

13. Качество приема в российские вузы: 2021. URL: https://www.hse.ru/ege2021. (дата обращения: 20.06.2022).

14. Кашницкий И.С., Мкртчян Н.В, Лешуков О.В. Межрегиональная миграция молодежи в России: комплексный анализ демографической статистики // Вопросы образования. 2016. № 3. С. 169–203. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-3-169-203.

15. Кашницкий И.С., Мкртчян Н.В., Лешуков О.В. Миграция молодежи в России // ДемоскопWeekly. 2016. № 703–704. [Электр.ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2016/0703/ demoscope703.pdf. (дата обращения: 20.06.2022).

16. Козлов Д.В., Платонова Д.П., Лешуков О.В. Где учиться и где работать: межрегиональная мобильность студентов и выпускников университетов. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 32 c.

17. Колесова О. Отложенный диплом. Коронавирус изменил планы абитуриентов всего мира // Поиск. 10.04.2020. [Электр. ресурс]. URL: https://www.poisknews.ru/news/otlozhennyj-diplom- koronavirus-izmenil-plany-abiturientov-vsego-mira. (дата обращения: 17.12.2021).

18. Корчагина И.В., Корчагин Р.Л. Влияние инновационной экосистемы на диверсификацию экономики региона // Журнал экономической теории. 2020. № 1. С. 79–90. DOI: 10.31063/2073- 6517/2020.17-1.6.

19. Красильникова М.Д., Пишняк А.И., Горина Е.А., Корчагина И.И. Перемены в уровне жизни российских семей в связи с пандемией СOVID-19 // «Черный лебедь» в белой маске. Аналитический доклад НИУ ВШЭ к годовщине пандемии COVID-19 / Плаксин С.М., Жулин А.Б., Фаризова С.А. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом ВШЭ, 2021. С. 17–38. DOI: 10.17323/978-5-7598-2500-5.

20. Крутий И.А., Фурсов К.С. Цели и мотивы поступления в вузы // Мониторинг общественного мнения. 2005. № 4. С. 95–102.

21. Лебедева Н.С., Нефедов В.В., Ревин И.А., Червоная И.В. Особенности принятия решения абитуриентами о выборе вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. [Электр.ресурс]. URL: // http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20702. (дата обращения: 10.12.2021).

22. Лызь Н.А., Нещадим И.О. Мотивация поступления в вуз как фактор компетентностно-ориентированного обучения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2018. Т. 10. № 1. С. 13–19. DOI: 10.14529/ped180102.

23. Лысова Т.С. Образовательная миграция // Пресс-выпуск АНО «Левада-Центр». 21.05.2018. [Электр.ресурс]. URL: // https://www.levada.ru/2018/05/21/obrazovatelnaya-migratsiya. (дата обращения: 19.11.2021).

24. Рыченков М.В., Рыченкова И.В., Киреев В.С. Исследование факторов, оказывающих влияние на выбор вуза абитуриентами, на различных этапах процесса поступления // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. [Электр. ресурс]. URL: // https://science-education.ru/ ru/article/view?id=11612. (дата обращения: 05.01.2022).

25. Степанова Ю.Б. Социологический анализ поведения молодежи при выборе образовательной организации для получения высшего образования: региональный аспект // Вестник Поволжско-го института управления. 2017. Т. 17. № 5. С. 84–92. DOI: 10.22394/1682-2358-2017-5-84-92.

26. Флорида Р. Креативный класс: Люди, которые меняют будущее. М.: КлассикаХХI, 2005. 430 с.

27. Florinskaya Yu. F. School graduates from small towns in Russia: Educational and migration strategies // Studies on Russian Economic Development. 2017. P. 87–96. DOI: 10.1134/S1075700717010038.

28. Krugman P.R. First Nature, Second Nature and Metropolitan Location // Journal of Regional Science. 1993. Vol. 33. P. 129–144. DOI: 10.1111/j.1467-9787.1993.tb00217.x.

29. Liu Y., Shen J., Xu W., Wang G. From school to university to work: migration of highly educated youths in China // The Annals of Regional Science. 2017. P. 651-676. DOI: 10.1007/s00168-016-0753-x.

30. Ma K.-R., Kang E.-T., Kwon O-K. Migration behavior of students and graduates under prevailing regional dualism: the case of South Korea // The Annals of Regional Science. 2017. P. 209-233. DOI: 10.1007/s00168-016-0799-9#citeas.

31. Novotný L. Impact of migration on rural region in post-socialist Slovakia // Bański Je. (ed.) Three Decades of Transformation in the East-Central European Countryside. Switzerland: Springer, 2019. P. 165–189. DOI: 10.1007/978-3-030-21237-7.

32. Wallerstein I. The Modern World System I: Capitalist Agriculture and the Origins of the European World Economy in the Sixteenth Century. New York: Academic Press, 1974. 440 p.

33. Wulff A. Global Education Governance in the Context of COVID-19: Tensions and Threats to Education as a Public Good //Development. 2021. [Электр.ресурс]. URL: https://doi.o