ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРАПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК В АРКТИЧЕСКИХ СТРАНАХ (НА ПРИМЕРЕ НОРВЕГИИ, ШВЕЦИИ И ФИНЛЯНДИИ)

Title

Territorial structure of passenger air transport in the Arctic countries (case of Norway, Sweden and Finland)

Автор(ы)

А.Д. Сузанский

Author(s)

A.D. Suzanskiy

DOI

10.5922/1994-5280-2022-4-4

Страницы/Pages

40-48

Статья

Загрузить

Ключевые слова

воздушный транспорт, пассажирские перевозки, пассажирооборот, пассажиропоток, аэропортовая сеть, территориальная структура, Арктика, модель организации перевозок, жизнестойкость.

Keywords

air transport, passenger transportation, passenger turnover, passenger traffic, airport net- work, territorial structure, Arctic, transportation organization model, resilience.

Аннотация

В статье анализируется территориальная структура авиаперевозок в арктических странах на примере Норвегии, Швеции и Финляндии. В этих странах рассматривается аэропортовая сеть и внутреннее пассажирское авиасообщение. В аэропортовой сети всех трёх стран прослеживается явное территориальное разделение: южные аэропорты гораздо более активно вовлечены в международные воздушные перевозки, нежели остальные. В связи с отсутствием статистических данных, необходимых для анализа территориальной структуры внутреннего пассажирского авиасообщения Норвегии, Швеции и Финляндии, разработана авторская методика, позволяющая рассчитывать значения пассажиропотоков на отдельных воздушных линиях. Методика носит универсальный характер и может быть применена для расчёта значений упомянутого показателя в любом регионе мира. На основании полученных данных построены картосхемы, позволившие выявить особенности организации авиаперевозок в каждой из рассматриваемых стран: для Финляндии характерна прямая модель организации («от места к месту»), для Норвегии – стыковочная (звёздообразная сеть маршрутов), для Швеции – прямая в совокупности со стыковочной (смешанная). Кроме того, картосхема, построенная на основании рассчитанных данных на 2020 г. – года активного распространения коронавируса – позволила выявить «жизнестойкие» региональные авиахабы рассматриваемых стран.

 

Abstract (summary)

The article analyses the territorial structure of air transportation in the Arctic countries of the world (on the example of Norway, Sweden and Finland). The airport network and domestic passenger air traffic of the mentioned countries are considered. There is a clear territorial “division” in the airport network of all three countries: southern airports are much more actively involved in international air transportation than other airports. Due to the lack of statistical data necessary to analyze the territorial structure of domestic passenger air traffic in Norway, Sweden and Finland, an author’s methodology has been developed. This methodology allows calculating passenger traffic values on individual air lines. The methodology is universal and can be applied to calculate the values of the mentioned indicator in any region of the world. Based on the data obtained, the cartographic schemes were constructed that allowed to identify the peculiarities of the organization of air transportation in each of the countries under consideration: Finland is characterized by a direct organization model (“point-to-point”), Norway is characterized by a connecting organization model (“hub and spoke”), Sweden is characterized by a direct in combination with a connecting organization model (mixed). In addition, the cartographic scheme based on calculated data for 2020 (the year of active spread of the coronavirus) allowed to identify “resilient” regional air hubs of the countries under consideration.

Список литературы

1.    Грузинов В.М., Зворыкина Ю.В., Иванов Г.В., Сычев Ю.Ф., Тарасова О.В., Филин Б.Н. Арктические транспортные магистрали на суше, акваториях и в воздушном пространстве // Арктика: экология и экономика. 2019. № 1 (33). С. 6–20.

2.    Дармограй А.В. Особенности развития и функционирования транспортной системы России в Арктике // Молодой ученый. 2020. № 19 (309). С. 200–202.

3.    Замятина Н.Ю., Гончаров Р.В. Арктическая урбанизация: феномен и сравнительный анализ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 2020. № 4. С. 69–82.

4.    Замятина Н.Ю., Пилясов А.Н. Новый подход к освоению северных и арктических территорий России: локальная транспортная система // Проблемы развития территории. 2018. № 4 (96). С. 26–41.

5.    Карапетянц И.В. Международное сотрудничество и национальные стратегии развития транспорта в Арктике // Обозреватель – Observer. 2019. № 3 (350). С. 78–95.

6.    Кулаковский Г.П., Алексеева К.И. Проблемы и пути решения транспортной доступности северных регионов на примере арктических территорий республики Саха (Якутия) // Инновации в науке. 2013. № 24. С. 218–223.

7.    Серова Н.А., Серова В.А. Основные тенденции развития транспортной инфраструктуры российской Арктики // Арктика и Север. 2019. № 36. С. 42–56.

8.    Серова Н.А., Серова В.А. Системные проблемы развития транспорта в российской Арктике // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. № 1 (34). С. 295–297.

9.    Borisov A.I., Gnatyuk G.A. Assessment of transport accessibility of the Arctic regions of the Republic of Sakha (Yakutia) // Transportation Research Procedia. 2022. Vol. 61. P 289–293.

10. Keeling D.J. Transport geography in Iceland // Journal of Transport Geography. 2020. Vol. 89. Article 102875.

11. Northern and Arctic Air Connectivity in Canada: International Transport Forum Discussion Papers / Tretheway M. et al. Paris: OECD Publishing, 2021. 31 p.

12. Poleshkina I., Gorbunov V. Development of the air transport network in the Arctic zone of Eastern Siberia // Transportation Research Procedia. 2021. Vol. 57. P. 443–451.

13. AirlinesInform – авиакомпании России и авиалинии мира [Электр.ресурс]. URL: https://www.airlines-inform.ru/ (датаобращения: 12.04.2022).

14. Eurostat – European Statistical Office [Электр. ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/eurostat (дата обращения: 12.04.2022).

15. Flightradar24 [Электр.ресурс]. URL: https://www.flightradar24.com/ (дата обращения: 12.04.2022).

16. IATA – International Air Transport Association [Электр. ресурс]. URL: http://www.iata.org/ (датаобращения: 12.04.2022).

17. The World Factbook – Central Intelligence Agency [Электр. ресурс]. URL: https://www.cia.gov/ library/publications/the-world-factbook/(датаобращения: 12.04.2022).