ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТКРЫТОСТИ ИНСТИТУТА РЕГИОНАЛЬНОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ

Title

The experience of studying the openness

of regional parliamentarism institution in Russia

Автор(ы)

А.Н. Пугачёв

Author(s)

A.N. Pugachev

DOI

10.5922/1994-5280-2022-2-8

Страницы/Pages

90-105

Статья

Загрузить

Ключевые слова

 Региональныйпарламент, парламентаризм, открытостьвласти, информационная открытость, политическая открытость, транспарентность, подотчётность, публичность, политическая регионалистика.

Keywords

regional parliament, parliamentarism, openness of government, information openness, political openness, transparency, accountability, publicity, political regional studies.

Аннотация

В статье предложен авторский подход к оценке открытости законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Даётся широкое толкование открытости регионального парламента, включающее открытость принятия решений, законотворческой работы, обратной связи с гражданами, социальную доступность парламента, гарантии равноправия парламентских партий на региональном телевидении и радио и внутреннюю открытость парламента. В статье представлены методика оценки открытости региональных парламентов, основанная на сопоставлении их практик с выявленными практиками открытости Федерального Собрания, совокупность которых автор предлагает считать эталонными для текущего уровня политического развития страны. Результаты расчётов уровня открытости проанализированы как в критериальном, так и в пространственном измерениях. Сравнение рейтинга регионов по данному показателю в 2020 и 2021 гг. указывает на постепенное повышение открытости региональных парламентов. Вместе с тем автор приходит к выводу, что полученные результаты не позволяют говорить о высоком уровне открытости региональных легислатур, поскольку большинство из них демонстрируют средние показатели. Выявлены лидеры открытости, которые получили максимальные баллы, но все равно отстают от уровня открытости Федерального Собрания. При этом они демонстрируют максимальные показатели в сферах политической открытости, что позволяет говорить о них как о парламентах, открытых для своих избирателей.

 

Abstract (summary)

The article presents the author‘s approach to assessing the democracy of regional political regimes in Russia by analyzing the openness of legislative (representative) state authorities of the subjects of the Federation. A broad interpretation of the openness of the regional parliament is given, including the openness of decision-making process, legislative work, feedback from citizens, social accessibility of parliament, guarantees of equality of parliamentary parties on regional television, radio and the internal openness of parliament. The article presents the author‘s methodology for assessing the openness of regional parliaments, based on a comparison of their practices with the identifi practices of openness of the Federal Assembly, the totality of which the author proposes to consider as reference for the current level of political development of the country. The results of the calculations of the level of openness are analyzed both in criteria and in spatial dimensions. A comparison of the rating of regions by this indicator in 2020 and 2021 indicates a gradual increase in the openness of regional parliaments. At the same time, the author comes to the conclusion that the results obtained do not allow us to speak about a high level of openness of regional legislatures, since most of them demonstrate average indicators. The leaders of openness were also identifi who received maximum points, but still lag behind the level of openness of the Federal Assembly. At the same time, they demonstrate maximum performance in the areas of political openness, which allows us to speak of them as parliaments open to their voters.

Список литературы

1.    Афанасьева О.В. «Открытое государство» в понятийной системе обществознания // Вопросы гос. и муниц. управления. 2014. № 1. С. 171–187.

2.    Биржевой Н. Информация о деятельности региональных парламентов подается гражданам поразному. [Электр.ресурс]. URL: https://ppt.ru/news/133172 (дата обращения: 25.10.2021).

3.    Вартанова Е.Л., Вихрова О.Ю. Цифровая информационная открытость власти как инструмент преодоления цифрового неравенства в России // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. T. 9. № 4. С. 575–594. DOI: 10.17150/2308-6203.2020.9(4).575-594.

4.    Дамм И.А., Акунченко Е.А., Щедрин Н.В. Открытость публичной власти: вопросы понятийно-категориального аппарата / Вестн. С.-Петерб. ун-та. Право. 2009. № 10 (2). С. 226–242. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu14.2019.203.

5.    Демидов П.А., Буров В.В. Открытость государства в России: Экспертный доклад. М.: Счётная палата РФ, 2021. 145 с.

6.    Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. 1222 с.

7.    Информационная открытость региональных парламентов. Результаты аудита – 2016. [Электр.ресурс]. URL: http://infometer.org/analitika/rozv-2016 (дата обращения: 08.04.2021).

8.    Керимов А.А. Парламентская информационная открытость: уровни, институты и условия реализации // Изв. Урал.фед. ун-та. 2017. Т. 12. № 1 (161). С. 73–79.

9.    Кононенко П.Б. Информационная открытость парламентов субъектов Российской Федерации: экспериментальный анализ // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 4. Ист. 2015. № 1 (31). С. 99–109. DOI: http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu4.2015.1.10.

10.                Кузьмин А.В. Основы обеспечения открытости в деятельности органов государственной власти в РФ // Ученые зап.Тамб. отд. РоСМУ. 2018. № 9. С. 188–197.

11.                Кынев А.В. Качество региональных политических институтов: попытка измерения // Политическая наука. 2017. № 4. С. 259–283.

12.                Лекторова Ю.Ю. Официальный сайт органа власти в системе государственной информационной политики // Информационное общество. 2016. № 3. С. 19–26.

13.                Московская городская Дума сохраняет лидирующие позиции в рейтинге открытости парламентов российских регионов. [Электр.ресурс]. URL: https://duma.mos.ru/ru/0/news/novosti/ moskovskaya-gorodskaya-duma-sohranyaet-lidiruyuschie-pozitsii-v-reytinge-otkryitosti-parlamentov- rossiyskih-regionov (дата обращения: 26.01.2022).

14.                Нисневич Ю.А. Государство XXI века: тенденции и проблемы развития. М.: КНОРУС, 2012. 287 с.

15.                Пугачёв А.Н., Страхов К.А. Парламент на ладони. Рейтинг открытости парламентов российских регионов. Исследование второе. СПб.: Фонд развития городского самоуправления «1870», 2021. 40 с.

16.                Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021: Стат. сб. / Росстат. М., 2021. 1112 с

17.                Россия возглавила международный рейтинг открытости парламентов. [Электр.ресурс]. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12732945 (дата обращения: 21.12.2021).

18.                Руденко В.Н. Открытый парламент / Арктические регионы России: проблемы парламентаризма, представительства и региональной идентичности (г. Салехард, 5–6 октября 2012 г.). Екатеринбург; Салехард: Баско, 2013. С. 50–58.

19.                Сравнительный анализ развития демократических институтов и уровня демократичности в регионах России (расчет рейтингов демократичности российских регионов). [Электр.ресурс]. URL: https://www.hse.ru/org/projects/118562043 (дата обращения: 25.10.2021).

20.                Страхов К.А., Пугачёв А.Н. Парламент на ладони. Рейтинг открытости парламентов российских регионов. СПб.: Фонд развития городского самоуправления «1870», 2020. 36 с.

21.                Туровский Р.Ф. Эффективность и демократичность региональных политических режимов в России // PolitBook. 2013. № 1. С. 8–39.

22.                Якимец В.Н. Индекс для оценки и мониторинга публичной политики в регионах России // Труды Ин-тасист. анализа РАН. 2006. Т. 25. С. 139–147.

23.                Якимец В.Н., Леонова М.В. Индекс оценки полноты и качества обратных связей информационных ресурсов государственной власти // Труды Ин-тасист. анализа РАН. 2008. Т. 34. С. 351–363.

24.                Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ. [Электр.ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602 (дата обращения: 30.12.2021).

25.                Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти: Постановление Правительства РФ от 12.02.2003 г. № 98. [Электр.ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_41040 (дата обращения: 06.10.2021).

26.                Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти: Распоряжение Правительства РФ от 30.01.2014 г. № 93-р. [Электр.ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158273 (дата обращения: 06.10.2021).

27.                Об утверждении перечня государственных общедоступных телеканалов и радиоканалов, которые осуществляют освещение деятельности парламентских партий: Приказ Роскомнадзора от 19.08.2009 № 409. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94638 (дата обращения: 06.10.2021).

28.                Beetham D. Evaluating Parliament: A self-assessment toolkit for parliaments // Inter-Parliamentary Union, 2008. № 54. 32 р.

29.                Declaration on Parliamentary Openness. 2012. [Электр. ресурс]. URL: https://openingparliament. org/declaration/(датаобращения: 19.05.2022).

30.                The Member of Parliament Website Project. 2013. [Электр.ресурс]. URL: https://www.samaracanada.com/research/political-leadership/mp-website-analysis/members-of-parliament-websites-infographic (дата обращения: 19.05.2022).