ТРАНСПОРТНАЯ ПРОНИЦАЕМОСТЬ ГРАНИЦ

Title

Transportpermeabilityofborders

Автор(ы)

S.A. Tarkhov

Author(s)

S.A. Tarkhov

DOI

10.5922/1994-5280-2022-3-7

Страницы/Pages

71-89

Статья

Загрузить

Ключевые слова

географические границ, административные, морские, сухопутные границы, ареал, страна, регион, транспорт, транспортная проницаемость, открытость и закрытость ареала

Keywords

geographical borders, administrative borders, sea borders, land borders, area, country, region, transportation, transport permeability, openness and closeness of area

Аннотация

Проанализированы географические различия транспортной проницаемости границ 137 стран и 84 административно-территориальных единиц 1-го уровня иерархии административно-территориального деления 6 стран. Транспортная проницаемость границ измеряется показателем К путем деления периметра границы в км на число транспортных пересечений (входов) границы. Выделены 10 групп стран мира по размеру их территории. По особенностям транспортно-географического положения по отношению к морям и суше все страны разделены на 13 типов. Значения показателя общей транспортной проницаемости варьируют от 6,4 км (Швейцария) до 339 км (Гренландия). Выявлены его географические различия по частям света: страны Европы в среднем имеют К = 52,6 км, страны Азии – 145,2 км, Африки – 177,8 км, Америки – 206,5 км, Австралии и Океании – 271,0 км. Выделены 6 подгрупп стран по вариациям значений К: 1) полностью открытые (наиболее проницаемые); 2) относительно открытые (проницаемые); 3) полуоткрытые (относительно проницаемые); 4) полузакрытые (средне проницаемые); 5) относительно закрытые (мало проницаемые); 6) наиболее закрытые (почти не проницаемые). Рассчитаны значения транспортной проницаемости границ 18 провинций Китая, 20 штатов США, 36 регионов России, 10 земель Германии, 2 регионов Канады. Выявлены типы соотношения сухопутной и морской транспортной проницаемости границ.

 

Abstract (summary)

The geographic differences in the transport permeability of the borders of 137 countries and 84 administrative-territorial units of the 1st level of the hierarchy of 6 countries are analyzed. It is measured by the indicator K by dividing the border perimeter (km) by the number of transport crossings (entrances) of the border. There are 10 groups of countries of the world according to the size of their territory. According to the peculiarities of the transport and geographical position in relation to the seas and land, all countries are divided into 13 types. The values of the total transport permeability index vary from 6.4 km (Switzerland) to 3391.3 km (Greenland). Its geographic differences in parts of the world are revealed: the countries of Europe on average have K = 52.6 km, the countries of Asia –

145.2 km, Africa – 177.8 km, America – 206.5 km, Australia and Oceania – 271.0 km. 6 subgroups of countries have been identified according to variations in K values: 1) fully open (the most permeable); 2) relatively open (permeable); 3) semi-open (relatively permeable); 4) semi-closed (medium permeable); 5) relatively closed (little permeable); 6) the most closed (almost impermeable). The values of transport permeability of the borders of 18 provinces of China, 20 states of the USA, 36 regions of Russia, 10 lands of Germany, 2 regions of Canada were calculated. The types of correlation between land and sea transport permeability of the borders are revealed.

 

Список литературы

1.     Географические границы / Под ред. Б.Б. Родоман и Б.М. Эккеля. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 128 с.

2.     Гуменюк Л.Г. Географические особенности трансграничного сотрудничества приграничных районов России. Дисс. … канд. геогр.: 25.00.24 / Балт. фед. ун-т им. И. Канта. Калининград, 2017. 166 с.

3.     Евдокимов С.И. Оценка устойчивости политических и административных границ Псковского региона: историко-географический подход. Дисс. … канд. геогр. наук: 25.00.24 / Росс.гос. ун-т им. И. Канта. Псков, 2010. 172 с.

4.     Каганский В.Л. Географические границы: противоречия и парадоксы // Географические границы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 7–19.

5.     Каганский В.Л. Ситуация границы и логико-семантические типы границ // Междунар. журнал исследований культуры. 2015. № 4 (21). С. 5–27.

6.     Колосов В.А. Исследования политических границ с начала ХХ века и до наших дней // Изв. РАН. Сер.геогр. 2008. № 5. С. 8–20.

7.     Колосов В.А. Парадоксы глобализации и усиливающиеся барьерные функции границ в современном мире // Региональные исследования. 2018. № 1. С. 9–18.

8.     Морачевская К.А. Приграничность и периферийность как факторы регионального развития. Дисс. … канд. геогр. наук: 25.00.24 / МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2013. 196 с.

9.     Мосунов В.П. Экономико-географический анализ социально-экономических границ – особых элементов территориальных систем. Дисс. … канд. геогр.: 11.00.02. Иркутск, 1980. 150 с.

10.   Родоман Б.Б. Основные типы географических границ // Географические границы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 19–33.

11.   Российское пограничье: Вызовы соседства. Под ред. В.А. Колосова. М.: ИП Матушкина И.И., 2018. 562 с.

12.   Тархов С.А. Типы взаимодействия транспортных путей с линейными препятствиями // Географические границы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 73–80.

13.   Тархов С.А. Территориальная связность административных районов Московского столичного региона // Московский столичный регион: Взаимодействие структурных элементов. М.: МФГО СССР, 1983. С. 68–81.

14.   Транспортная система мира. Под ред. С.С. Ушакова и Л.И. Василевского / ИКТП. М.: Транспорт, 1971. 216 с.

15.   Фартышев А.Н. Метод расчета прозрачности политических границ как геополитической категории // Географический вестник. 2016. № 2 (37). С. 29–39.

16.   Шувалов В.Е. Понятие границы и эффекта пограничности и их место в экономико-географических исследований. Дисс. … канд. геогр. наук: 11.00.02 / МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1980. 170 с.

17.   Шувалов В.Е. Географическая граница как фактор районообразования // Географические границы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 33–38.

18.   Шувалов В.Е. Пограничность и трансграничность как понятия теоретической лимологии // Трансграничные территории Центральной Азии и сопредельных регионов: возможности и проблемы сотрудничества. Ч. II.