ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

ВНУТРЕННИХ ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК В РОССИИ (1960–1970-е и 2010-е годы)

Title

Transformation of territorial structure of domestic passenger air service in Russia in 1960s-1970s and 2010s

Автор(ы)

О.В. Сорокин

Author(s)

O.V. Sorokin

DOI

10.5922/1994-5280-2022-2-5

Страницы/Pages

53-66

Статья

Загрузить

Ключевые слова

пассажирские авиаперевозки, трансформация, территориальная структура, хинтерланд аэропорта, децентрализация авиасвязей.

Keywords

passenger air transportation, transformation, territorial structure, airport’s hinterland, decentralization of air communications.

Аннотация

В статье сравниваются изменения территориальной структуры пассажирских авиаперевозок России в 1965–1975 и 2014–2018 гг. Разработана авторская методика оценки ее изменения. Авиалинии разделены на 5 групп: связи с Москвой, Санкт-Петербургом, с аэропортами важнейших курортов, межрегиональные и внутрирегиональные. Развитие системы авиаперевозок в советский и современный периоды значительно различается как по группам, так и по общесетевым показателям – технологическим и экономическим. В советский период полицентричная структура усложнялась быстрее, чем современная моноцентричная. В современных условиях продолжается рост средней дальности перевозок, в связи с чем территориальная структура вытягивается. В структуре направлений авиаперевозок в 2010-е гг. происходили укрупнение и концентрация пассажиропотоков, что упрощает вид всей территориальной структуры авиаперевозок. В структуре пассажиропотока московских авиалиний преобладают несколько крупных направлений, у петербургских направлений сокращается доля Москвы, для межрегиональных направлений характерно развитие хабовой системы авиаперевозок. Рост пассажирооборота крупнейших авиаузлов и аэропортов происходит в том числе за счёт увеличения числа пересадочных пассажиров, структура местных авиалиний упрощается в связи с концентрацией пассажиропотоков по наиболее удалённым и/или недоступным для наземного транспорта направлениям; в ней увеличивается средняя дальность полетов.

 

Abstract (summary)

The article compares changes in the territorial structure of passenger air transportation in 1965–1975 and 2014–2018. The author’s method of assessing its change has been developed. The air directions are divided into 5 groups: with Moscow, St. Petersburg, with the airports of the most important resorts, interregional and intraregional. The development of the air transportation system in the Soviet and modern periods differs signifi both in groups and in terms of network-wide indicators – technological and economic. During the Soviet period, the polycentric structure became more complex than the modern monocentric one. In the modern conditions, the average distance of transportation continues to grow, which means that the territorial structure is stretching. In the structure of air transportation directions in the 2010sthere was an enlargement and concentration of passenger traffi which simplifi the view of the entire territorial structure of air transportation. Several transport directions begin to dominate in the structure of Moscow passenger airlines, in St. Petersburg air transportation, the share of Moscow is decreasing, in interregional transportation, the development of a hub air transportation system. The growth in passenger turnover of the largest air hubs and airports is also due to an increase in the number of transfer passengers; the structure of local airlines has simplifi due to the concentration of passenger traffi in the most remote and / or inaccessible directions for ground transport; it increases the average fl range.

Список литературы

1.    Аэрофлот в цифрах за 50 лет. М.: Редиздат МГА, 1973. 140 с.

2.    Бабкина Л.Н., Отверченко Л.Ф. Концепции стратегического развития авиатранспортной системы в регионах Российской Федерации // Изв. ВУЗов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. Т. 7, № 2. C. 13–21.

3.    Балашов В.В., Смирнов А.В. Методика прогнозирования внутрирегиональных и межрегиональных пассажиропотоков на магистральных авиалиниях России // Научн. вестн. МГТУ ГА. 3. № 100. С. 165–171.

4.    Гинзубрг Е.С. Совершенствование пространственной организации авиационного транспорта России: дисс. … канд. геогр. наук. М., 2009. 158 с.

5.    Горшкова И.В., Ключков В.В. Проблемы управления развитием малой авиации и авиатранспорта малонаселённых регионов России // Экономика и управление. 2014. № 47 (374). C. 36–51.

6.    Далингер Я.М. Моделирование пассажиропотоков региональной сети аэропортов // InformationTechnologiesforIntelligentDecisionMakingSupport (ITIDS›2016). 2016. С. 75–78.

7.    Исаев С.С. Трансформация территориальной структуры пассажирских авиаперевозок в мире с 80-х гг. XX в. // Региональные исследования. 2010. № 4 (30). С. 91–97.

8.    История отечественной гражданской авиации / Е.В. Алтунин, П.К. Драговоз, В.С. Дегтев и др. М.: Воздушный транспорт, 1996. 583 с.

9.    Кауркина О.А., Лесничий И.В., Самойлов В.И. Развитие региональных авиаперевозок в Россий- ской Федерации // Сб. научн. тр. ГосНИИ ГА. 2010. № 311. С. 21–26.

10.                Крылов П.М. Типологии региональных транспортных систем: дисс. … канд. геогр. наук. М., 2007. 165 с.

11.                Ляшенко Е.В. Деформации тарифно-транспортного поля России (на примере магистральных пассажирских авиасообщений) // Региональные исследования. 2015. № 3 (49). С. 30–39.

12.                Ляшенко Е.В. Современные особенности внутренних авиасвязей в России // География в школе. 2015. № 4. С. 3–8.

13.                Матвеева А.В., Мальцев А.А. Лоукостеры как вектор динамичного развития мирового рынка авиаперевозок // Росс.внешнеэкон. вестн. 2017. № 8. С. 80–91.

14.                Неретин А.С. Территориальная структура пассажирского авиационного транспорта в Европейской России // Изв. РАН. Сер.геогр. 2017. № 6. С. 19–38.

15.                Неретин А.С. Транспортное положение и доступность территорий европейской России: дисс. … канд. геогр. наук. М., 2018. 193 с.

16.                Никольский И.В. География транспорта СССР. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. 285 с.

17.                Ныммик А. Использование географических моделей в моделировании сети авиаперевозок // TransportandTelecommunication. 2003. № 1. С. 39–44.

18.                Приваловский А.Н. Типология локальных транспортных систем: дисс. … канд. геогр. наук. М., 2008. 183 с.

19.                Розенталь В.Б., Тимошик Г.О. О развитии сети аэропортов // Труды ИКТП. Вып. 87. М., 1979. С. 145–154.

20.                Семенов А.А. Территориальная структура низкобюджетных пассажирских авиаперевозок мира: дисс. … канд. геогр. наук. М., 2014. 207 с.

21.                Сорокин О.В. Типология аэропортов стран Африки // География в школе. 2019. № 3. С. 11–22.

22.                Тархов С.А. Изменение связности пространства России (на примере авиапассажирского сообщения). М.–Смоленск: Ойкумена, 2015. 154 с.

23.                Тархов С.А. Изменения авиатранспортной связности городов России в 1990–2015 // Изв. РАН. Сер.геогр. 2018. № 2. С. 5–26.

24.                Транспортная система мира. Под ред. С.С. Ушакова, Л.И. Василевского М.: Транспорт, 1971. 216 с. Троицкая Н.А.:

25.                Чабуков А.Б. Единая транспортная система. М.: ИЦ «Академия», 2003. 240 с.

26.                Шерстобитов Ю.В. Положение Ленинграда–Санкт-Петербурга в системе авиационных пассажирских перевозок // Географический вестник. 2017. № 3 (42). С. 5–17.

27.                Информационный портал аэропорта Новосибирска. [Электр.ресурс]. URL: http://https:// tolmachevo.ru/(дата обращения: 23.02.2020).