ФАКТОРЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ДОЛГОВОЙ СИТУАЦИИ В
ГОРОДСКИХ ОКРУГАХ РОССИИ
С НАСЕЛЕНИЕМ БОЛЕЕ 100 ТЫС. ЧЕЛ. В
2015–2020 ГГ.
Title |
Factors of differentiating the debt
situation in Russian urban districts with population of over 100 000 in
2015–2020 |
Автор(ы) |
Д.М. Медведникова |
Author(s) |
D.M. Medvednikova |
DOI |
10.5922/1994-5280-2021-4-3 |
Страницы/Pages |
29-45 |
Статья |
|
Ключевые
слова |
муниципальный долг, муниципальные заимствования, бюджетные
кредиты, долговая нагрузка, местный бюджет, городское развитие, городские
округа. |
Keywords |
municipal debt, municipal borrowings,
budget loans, debt burden, local budget, urban development, urban districts. |
Аннотация |
В
статье представлен анализ долгового положения 189 городских округов России с
численностью населения более 100 тыс. чел. и факторов, определяющих различия
долговой ситуации между данными городскими округами. Исследование проводилось
с использованием показателей об объёме и структуре муниципального долга,
содержащихся на официальных сайтах местных администраций, а также сведений о
доходах и расходах местных бюджетов Базы данных муниципальных образований
(БДМО) Росстата. Результаты анализа показали, что долговая нагрузка на бюджет
выше в городских округах с большей численностью населения: худшее долговое положение
характерно для городских округов-миллионников и иных крупнейших региональных
центров. При этом не наблюдается явной зависимости долговых показателей от
бюджетно-финансовой ситуации и уровня экономического развития – она
нарушается воздействием прочих институциональных условий, в числе которых особенности
федеральной и региональной бюджетной политики, социальная помощь крупного
бизнеса и иные причины. Анализ целей предоставления муниципальных займов
исследуемым городским округам показал, что лишь в единичных случаях долг
берётся на реализацию проектов городского развития. Рынок муниципальных
облигаций, широко развитый за рубежом, а также иные новые механизмы для
снижения долговой нагрузки муниципалитетов в стране не развиваются. Всё это
формирует негативный прогноз бюджетно-финансового положения крупнейших
центров на ближайшие годы и вновь доказывает острую необходимость пересмотра
бюджетно-налоговой политики и системы распределения полномочий на местном
уровне. |
Abstract
(summary) |
The
article presents an analysis of debt situation in 189 urban districts of
Russia with a population of more than 100 thousand people and factors
determining the differences in the debt situation between them. The study was
conducted using indicators on the volume and structure of municipal debt
contained on the official websites of local administrations, as well as
information on revenues and expenditures of local budgets from the Database
of Municipalities of Federal State Statistics Service. The results showed
that the debt burden is higher in urban districts with larger population: the
worst debt situation is typical for billion-cities and other major regional
centers. At the same time, there is no obvious dependence of debt indicators
on the fiscal situation and the level of economic development – it is
disrupted by the impact of other institutional conditions, including
specifics of federal and regional budget policy, social assistance of located
large businesses and other reasons. Analysis of objectives of municipal loan
has shown that only in very rare cases the debt is taken by urban districts
with population over 100 000 for the implementation of urban development
projects. The municipal bond market, which is widely developed abroad, as
well as other new mechanisms for reducing the debt burden of municipalities
in Russia are not developing. All stated conclusions form a negative forecast
of the budgetary situation in the largest centers for the coming years and
once again proves the urgent need to revise the fiscal policy and the system
of distribution of powers at the local level in the country. |
Список
литературы |
1.
Брик А.Д., Плохотникова Г.В. Управление
долговой нагрузкой муниципалитетов Российской Федерации: экономико-правовой
анализ // Вестн. ин-та дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления
народным хозяйством). Экономические науки. 2020. С. 63–68. 2.
Векторы
оптимизации кредитной нагрузки субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований / Саркисян А.Р., Янченко Д.В., Янченко Е.А., Абраменко И.П. //
Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2019. № 11.
С. 1–9. 3.
Гафурова Г.Т. Оценка
муниципального долга города Казани // Финансовая аналитика: проблемы и
решения. 2012. № 27(117). С. 24–32. 4.
Диденко А.Н. Бюджеты
развития – основа роста социально-экономического развития Российской
Федерации, ее субъектов и муниципалитетов // Местное право. 2021. № 2. С.
63–72. 5.
Дьякова Е.Б., Перекрестова Л.В. Направления
развития финансово-бюджетного потенциала Волгограда // Вестн. Волгоград.о
гос. ун-та. Сер. 3: Экономика. Экология. 2008. № 2(13). С. 176–184. 6.
Иванькова Е.Н., Ковалева Ю.Д., Павлова
И.В. Оценка муниципального долга на примере города Смоленска
// Актуальные проблемы экономики, учета, аудита и анализа в современных
условиях: Сб. научн. работ студентов, аспирантов и проф.-преп. состава по
итогам Национальнойнаучн.-практ. конф. (Москва, 22 января 2019 г.) / Под ред.
М.В. Петровской, В.З. Чаплюка, Л.Н. Сорокиной. М.: ООО «Научный консультант».
2019. С. 321–326. 7.
Комаревцева О.О. Управление
изменениями муниципального долга через механизм построения мультипликативной
модели // Вестн. Моск. гор.пед. ун-та. Сер.: Экономика. 2017. № 2 (12). С.
85–91. 8.
Кузнецова О.В. Бюджетные
возможности городов миллионников в России как фактор их социально-экономического
развития // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 2018. № 4. С. 75–82. 9.
Кузнецова О.В. Города
как акторы глобализации: различия субъектов федерации и муниципальных
образований в России и Германии // Региональные исследования. 2020. № 1. С.
16–26. DOI: 10.5922/1994-5280-2020-1-2. 10.
Лексин В.Н., Швецов А.Н. Муниципальная
Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика
(энциклопедический справочник). М.: Эдиториал УРСС, 2001. 992 с. 11.
Мамедов А.А., Авксентьев Н.А. Региональный
и муниципальный долг субъектов Российской Федерации: ретроспективный анализ и
перспективы // Научно-исслед. финансовый ин-т. Финансовый журнал. 2014. №
4(22). С. 66–80. 12.
Местное
самоуправление в России: состояние, проблемы, пути, совершенствования:
итоговый доклад / Зевина О.Г. и др.; Ин-т современного развития. М.:
Экон-Информ, 2009. 523 с. 13.
Нишатов Н.П. Рынок
государственных и муниципальных ценных бумаг: учеб.пособие / Фин-университет.
М.: Центркаталог, 2019. 107 с. 14.
Печенская-Полищук М.А. Тенденции
привлечения ресурсов в бюджеты региональных центров // Journalofneweconomy.
2021. № 1. С. 90–104. DOI: 10.29141/2658-5081-2021-22-1-5. 15.
Печенская М. А. Современные
проблемы бюджетного развития региональных центров // Актуальные проблемы
экономики и права. 2020. Т. 14. № 1. С. 40–56. DOI: 10.21202/1993-
047X.14.2020.1.40-56. 16.
Поварова А. И. Долговые
проблемы муниципалитетов (на примере городских округов Вологодской области)
// Вопросы территориального развития. 2015. № 7(27). С. 1–11. 17.
Проблемы
реформы местного самоуправления: структурные и финансовые аспекты / И.В.
Стародубровская и др. М., 2005. 543 с. 18.
Сумская Т.В. Местное
самоуправление: эволюция бюджетной политики. Новосибирск: Ин-т эко-номики и
организации пром. производства СО РАН, 2016. 212 с. 19.
Яговкина В.А., Недопивцева Д.А. Местное
самоуправление в условиях кризиса: бюджетный аспект // Муниципальное
имущество: экономика, право, управление. 2017. № 1. С. 29–35. 20.
Ярцева И.Ю. Эффективное
управление долгом: реальность или необходимость // Проблемы учета и финансов.
2014. № 4(16). С. 3–6. 21.
Benito B., Bastida
F. The determinants of
the municipal debt policy in Spain // Journal of Public Budgeting, Accounting
& Financial Management. 2004. Vol. 16. № 4.
P. 492–525. DOI: 10.1108/ jpbafm-16-04-2004-b002. 22.
Cropf R.A., Wendel
G.D. The determinants of
municipal debt policy: a pooled time-series analysis // Environment and
Planning C: Government and Policy. 1998. Vol. 16. № 2.
P. 211–224. DOI: 10.1068/ c160211. 23.
Feld L.P.,
Kirchgässner G., Schaltegger C.A. Municipal debt in Switzerland: new empirical results
// Public Choice. 2011. Vol. 149. № 1. P. 49–64. DOI:
10.1007/s11127-011-9828-5. 24.
Ribeiro N.A., Jorge
S.M., Nogueira S.P. A new approach to determinant factors of local government debt //
34th IBIMA Conference International Business Information Management
Association. Vision 2025: Education Excellence and Management of Innovations
Through Sustainable Economic Competitive Advantage. InternationalBusinessInformationManagementAssociation,
2019. P. 6475–6491. 25.
Sedmihradská
L., Šimíková I. Municipal Debt in the Czech Republic // Debt
Management in Transition Countries: Experience and Perspectives. Bratislava:
NISPAcee. 2007. P. 43–59. 26.
Vera J.O. Explanatory factors and limitations of Spanish local
debt // Academia RevistaLatinoamericana de Administración. Vol.
31. No. 2. P. 360–377. DOI: 10.1108/ARLA-12-2015-0330. 27. Wichowska A. Determinants of Debt in Rural Municipalities on the
Example of the Warmińsko-MazurskieVoivodeship //
ActaScientiarumPolonorum. Oeconomia. 2019. Vol. 18. № 4. P. 121–130. DOI:
10.22630/ASPE.2019.18.4.52. 28. База данных муниципальных образований (БДМО Росстата).
URL: http://www.gks.ru/dbscripts/
munst/ (дата обращения: 15.06.2021). 29. Богатство и самостоятельность: что
делает бюджет города устойчивым / М.: STRELKA КБ. 2017. URL.
http://citybudget.strelka-kb.com (дата обращения: 10.06.2021). 30.
Бюджетный
кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ. URL.
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата
обращения: 26.09.2021). 31. Долг вдолгую: что делать с
рекордным ростом долговой нагрузки регионов? Обзор динамики долговой нагрузки
субъектов РФ // Официальный портал Аналитического рейтингового кредитного
агентства АКРА. URL: https://www.acra-ratings.ru/research/2331 (дата обращения:
17.03.2021). 32.
Консолидированные
бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных
государственных внебюджетных фондов. Федеральное Казначейство. URL:
https://roskazna.
gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannye-byudzhety-subektov/1019/ (дата
обращения: 17.03.2021). 33.
Михайлова Е.Д. Договор муниципальной гарантии:
закон и практика [Электр. ресурс] // Практика муниципального управления.
URL. http://cmokhv.ru/materials/mat25042014/ (дата
обращения: 26.10.2021). 34.
Результаты
мониторинга местных бюджетов. // Официальный портал Министерства финансов РФ.
URL. https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/regions/monitoring_results/Monitoring_local/results/
(дата обращения: 06.12.2021). 35.
Рост
доходов регионов обеспечивает снижение долга. Анализ АКРА // Бюджет.ru. URL:
http:// bujet.ru/article/399750.php?sphrase_id=10236898 (дата обращения:
17.03.2021). |
References |
1.
Brik
A.D., Plokhotnikova G.V. Debt burden management in municipalities of the
Russian Federation: economic and legal analysis. VestnikinstitutadruzhbynarodovKavkaza
(Teorijajekonomiki i upravlenijanarodnymhozjajstvom). Jekonomicheskienauki, 2020,
pp. 63–68. (InRuss.) 2.
Vectors
of the credit load optimization in subjects of the Russian Federation and
municipalities / Sarkisyan A.R., Yanchenko D.V., Yanchenko E.A., Abramenko
I.P. Upravleniejekonomicheskimisistemami:
jelektronnyjnauchnyjzhurnal, 2019, no. 11, pp. 1–9. (InRuss.) 3.
Gafurova
G.T. Assessment of the municipal debt of the city of Kazan. Finansovajaanalitika:
problemy i reshenija, 2012, no. 27 (117), pp.
24–32. (InRuss.) 4.
Didenko
A.N. Development budgets are the basis for the growth of socio-economic
development of the Russian Federation, its subjects and municipalities. Mestnoeparvo, 2021,
no. 2, pp. 63–72. (InRuss.) 5.
Dyakova
E.B., Perekrestova L.V. Development directions of Volgograd financial and
budgetary potential. VestnikVolgogradskogogosudarstvennogouniversiteta.
Serija 3: Jekonomika. Jekologija, 2008, no. 2 (13), pp. 176–184. (In
Russ.) 6.
Ivan’kova
E.N., KovalevaYu.D., Pavlova I.V. Assessment of municipal debt on the example
of the Smolensk city. In: Aktual’nyeproblemyjekonomiki, ucheta, audita
i analiza v sovremennyhuslovijah: Sborniknauchnyhrabotstudentov, aspirantov i
professorsko-prepodavatel’skogosostavapoitogamNacional’nojnauchno-prakticheskojkonferencii,
Moskva, 22 janvarja 2019 goda [Actual problems of economics,
accounting, auditing and analysis in modern conditions: Collection of
scientific papers of students, postgraduates and teaching staff based on the
results of the National Scientific and Practical Conference, Moscow, January
22, 2019]. Petrovskaya M.V., Chaplyuk V.Z., Sorokina L.N., eds. Moscow:
Obshhestvo s ogranichennojotvetstvennost’ju «Nauchnyjkonsul’tant» Publ.,
2019, pp. 321–326. (In Russ.) 7.
Komarevtseva
O.O. Management of changes in municipal debt through the mechanism of
construction of a multiplicative model. VestnikMoskovskogogorodskogopedagogicheskogouniversiteta.
Serija: Jekonomika, 2017, no. 2 (12), pp. 85–91. (In Russ.) 8.
Kuznetsova
O.V. Budget capacities of million-plus cities as a factor of their
social-economic development. Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 5.
Geogr., 2018, no. 4, pp. 75–82. (In Russ.) 9.
Kuznetsova
O.V. Cities as actors of globalization: differences between federal subjects
and municipalities in Russia and Germany. Regional’nyeissledovanija,
2020, no. 1, pp. 16–26. DOI: 10.5922/1994-5280-2020-1-2/ (InRuss.) 10.
Leksin
V.N., Shvetsov A.N. Municipal’najaRossija:
Social’no-jekonomicheskajasituacija, pravo, statistika
(jenciklopedicheskijspravochnik) [Municipal Russia: Socio-economic
situation, law, statistics (encyclopedic reference book)]. Moscow:
Jeditorial URSS Publ., 2001. 992 p. (InRuss.) 11. Mamedov A.A., Avksent’ev N.A. Regional
and municipal debt in subjects of the Russian Federation: a retrospective
analysis and prospects. Nauchno-issledovatel’skijfinansovyjinstitut.
Finansovyjzhurnal, 2014, no. 4 (22), pp. 66–80. (In Russ.) 12. Mestnoesamoupravlenie v Rossii:
sostojanie, problemy, puti, sovershenstvovanija: itogovyjdoklad [Local self-government in Russia:
status, problems, ways, improvements: final report]. Zevina O.G. et al., eds.
Moscow: Jekon-Inform, 2009. 523 p. (In Russ.) 13.
Nishatov
N.P. Rynokgosudarstvennyh i municipal’nyhcennyhbumag:
uchebnoeposobie [The market of state and municipal securities: a
textbook.]. Moscow: Centrkatalog, 2019. 107 p. (InRuss.) 14.
Pechenskaya-Polishchuk
M. A. Trends in attracting resources to the budgets of regional centers. Journalofneweconomy,
2021, no. 1, pp. 90–104. DOI: 10.29141/2658-5081-2021-22-1-5. (InRuss.) 15. Pechenskaya M.A. Contemporary problems
of budget development of regional centers. Aktual’nyeproblemyjekonomiki
i prava, 2020, vol. 14, no. 1. pp. 40–56. DOI:
10.21202/1993-047X.14.2020.1.40- 56. (InRuss.) 16.
Povarova
A.I. Debt problems of municipalities (case study of municipal districts of
the Vologda oblast).Voprosyterritorial’nogorazvitija,
2015, no. 7 (27), pp. 1–11. (InRuss.) 17. Problemyreformymestnogosamoupravlenija:
strukturnye i finansovyeaspekty [Problems of local self-government reform:
structural and financial aspects]. Starodubrovskaja I.V. et al., eds. Moscow,
2005. 543 p. (In Russ.) 18.
Sumskaya
T.V. Mestnoesamoupravlenie: jevoljucijabjudzhetnojpolitiki [Local
self-government: the evolution of budget policy]/ Novosibirsk:
Institutjekonomiki i organizaciipromyshlennogoproizvodstva SO RAN Publ.,
2016. 212 p. (InRuss.) 19.
Yagovkina
V.A., Nedopivtseva D.A. Local government in crisis conditions: budgetary
aspects.Municipal’noeimushhestvo: jekonomika, pravo, upravlenie, 2017,
no. 1, pp. 29–35. (InRuss.) 20.
Yarceva
I.Y. Effective control of debt: reality or need. Problemyucheta i
finansov, 2014, no. 4 (16), pp. 3–6. (InRuss.) 21.
Benito
B., Bastida F. The determinants of the municipal debt policy in Spain. Journal
of Public Budgeting, Accounting & Financial Management, 2004,
vol. 16, no. 4, pp. 492–525. DOI: 10.1108/ jpbafm-16-04-2004-b002. 22.
Cropf
R.A., Wendel G.D. The determinants of municipal debt policy: a pooled
time-series analysis. Environment and Planning C: Government and
Policy, 1998, vol. 16, no. 2, pp. 211–224. DOI:
10.1068/ c160211. 23.
Feld
L.P., Kirchgässner G., Schaltegger C.A. Municipal debt in Switzerland:
new empirical results.Public Choice, 2011, vol. 149, no. 1, pp. 49–64.
DOI: 10.1007/s11127-011-9828-5/ 24.
Ribeiro
N.A., Jorge S.M., Nogueira S.P. A new approach to determinant factors of
local government debt. In: 34th IBIMA Conference International
Business Information Management Association. Vision 2025: Education
Excellence and Management of Innovations Through Sustainable Economic
Competitive Advantage. InternationalBusinessInformationManagementAssociation.
2019, pp. 6475–6491. 25. Sedmihradská L.,
Šimíková I. Municipal Debt in the Czech Republic. Debt
Management in Transition Countries: Experience and Perspectives, Bratislava:
NISPAcee, 2007, pp. 43–59. 26. Vera J.O. Explanatory factors and
limitations of Spanish local debt. Academia RevistaLatinoamericana de
Administración, vol. 31, no. 2, pp. 360–377. DOI:
10.1108/ARLA-12-2015-0330. 27.
Wichowska
A. Determinants of Debt in Rural Municipalities on the Example of the
Warmińsko- MazurskieVoivodeship. ActaScientiarumPolonorum.
Oeconomia, 2019, vol. 18, no. 4, pp. 121–130. DOI:
10.22630/ASPE.2019.18.4.52. 28. Bazadannyhmunicipal’nyhobrazovanij
(BDMO Rosstata) [Database of municipalities (DM of Rosstat)]. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/
[Accessed: 15.06.2021]. (In Russ.) 29.
Bogatstvo
i samostojatel’nost’: chtodelaetbjudzhetgorodaustojchivym [Wealth and independence: what
makes the city’s budget sustainable]. Moscow: STRELKA KB, 2017. URL. http://citybudget. strelka-kb.com
[Accessed: 10.06.2021]. (InRuss.) 30.
BjudzhetnyjkodeksRossijskojFederaciiot
31.07.1998 N 145-FZ [Budget
Code of the Russian Federation on 31.07.1998 N 145-FL]. Consultant Plus.
URL: https://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_19702/ [Accessed: 26.09.2021]. (InRuss.) 31. Dolgvdolguju: chtodelat’
srekordnymrostomdolgovojnagruzkiregionov?
Obzordinamikidolgovojnagruzkisub’ektov RF [Debt for a
long time: what to do with the record growth of the debt burden in regions?
Overview of the dynamics of the debt burden in the subjects of the Russian
Federation]. The official portal of the Analytical Rating Credit Agency AKRA.
URL: https://www.acra-ratings.ru/
research/2331 [Accessed: 17.03.2021]. (In Russ.) 32.
Konsolidirovannyebjudzhetysub’ektovRossijskojFederacii
i bjudzhetovterritorial’nyhgosudarstvennyhvnebjudzhetnyhfondov [Consolidated budgets of the subjects
of the Russian Federation and budgets of territorial state extra-budgetary
funds]. Federal Treasury. URL: https://
roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannye-byudzhety-subektov/1019/
[Accessed: 17.03.2021]. (InRuss.) 33.
Mikhaylova
E.D. Municipal guarantee agreement: law and practice. Praktika municipal’nogo upravlenija. URL. http://cmokhv.ru/materials/mat25042014/
[Accessed: 26.10.2021]. (InRuss.) 34.
Rezul’tatymonitoringamestnyhbjudzhetov [Results of monitoring of local
budgets]. Ministry of Finance of the Russian Federation. URL:
https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/regions/monitoring_
results/Monitoring_local/results/ [Accessed: 06.12.2021]. (InRuss.) 35.
Rostdohodovregionovobespechivaetsnizheniedolga.
Analiz AKRA [The growth of regional incomes ensures debt reduction. Analysis AKRA].
Budget.ru. URL: http://bujet.ru/article/399750.php?sphrase_
id=10236898 [Accessed: 17.03.2021]. (InRuss.) |