Мероприятие приурочено к 100-летию со дня рождения известного фольклориста, доктора филологических наук, заслуженного работника культуры РФ Якова Романовича Кошелева.
Конференция прошла в очно-заочном формате.
В рамках Пленарного заседания выступила Дудова Людмила Васильевна, кандидат филологических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО РГПУ им. А. И. Герцена, председатель Координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» (АССУЛ), член коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, член Президиума Общества русской словесности, член Координационного совета Российского общества «Знание», член Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации и Общественных советов при Министерстве науки и образования и Рособрнадзоре, которая отметила важность и актуальность тематики конференции.
Участников конференции приветствовали: начальник управления по научной работе СмолГУ кандидат педагогических наук, доцент Розанова Нина Николаевна и декан филологического факультета СмолГУ кандидат филологических наук, доцент Ковалева Валентина Сергеевна. Конференция, объединяющая педагогов, специалистов по методике преподавания языков и литературы, становится платформой по обмену опытом в сложных условиях работы преподавателей с применением дистанционных технологий.
Конференция объединила коллег-педагогов из Белоруссии (Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, Барановичский государственный университет), ДНР (Горловский институт иностранных языков), Санкт-Петербурга, Москвы, Хабаровского края, Республики Крым, Калуги, Смоленска, Магадана. Комсомольска-на-Амуре и пр. В работе конференции приняли участие свыше ста участников.
Поскольку конференция приурочена к 100-летию со дня рождения известного фольклориста, доктора филологических наук, заслуженного работника культуры РФ Якова Романовича Кошелева, на Пленарном заседании были представлены два доклада, посвященные его творческому наследию.
Владимир Анатольевич Карнюшин, Почетный работник общего образования РФ, член Союза краеведов РФ, кандидат филологических наук, доцент СмолГУ, заместитель директора МБОУ «СШ № 14» г. Смоленска, сопредседатель оргкомитета конференции, представил доклад о жизни Я.Р. Кошелева, фронтовика, человека, увлеченного наукой, много сделавшего изучения фольклора.
Новикова Оксана Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и журналистики СмолГУобозначила основные вехи в изучении народной словесности на Смоленщине, начиная с середины XIX века. Деятельность Г.Н. Геннади, С.С.Рокачевского, В.Н. Добровольского, Е.Н. Клетновой, П.М. Соболева, В.Ф. Шурыгина знаменует персональный вклад в исследование устного народного творчества нашего края. «В конце 1960-х годов во главе школы смоленской фольклористики становится Яков Романович Кошелев (1921-2012) – авторитетный ученый и крупный исследователь русского фольклора», – отметила докладчица.
Работа конференции теснейшим образом связана с дистанционными технологиями, поэтому пристальное внимание привлек доклад Дениса Кулагина, основателя и главного редактора портала «КартаСлов.ру». Портал
предоставляет широкие возможности учителям и ученикам по использованию лексикографических трудов (словарей) в современном образовательном процессе. Участники конференции отметили необходимость использования качественного лексикографического контента, который и предоставляет пользователям портал ««КартаСлов.ру»
Розонова Юлия Александровна, доцент председатель Смоленского регионального отделения Общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» (АССУЛ), кандидат филологических наук представила доклад «Электронное обучение: модный тренд или образование будущего? Позиция государства». Тема выступления невероятно актуальна, так как в настоящее время в условиях пандемии меняются государственные требования к применению дистанционных образовательных технологий, а электронное обучение становится необходимостью.
Василенко Екатерина Николаевна, кандидат филологических наук, доцент руководитель Учебно-научной лаборатории языкознания и лингводидактики, доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики учреждения образования "Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова" рассказала об опыте составления учебных пособий по английскому языку, о возможностях их разнообразного применения в разноуровневой работе со студентами.
Большой интерес вызвал доклад Пучинской Татьяны Михайловны, кандидата педагогических наук, доцента, зав. кафедрой филологии Барановичского государственного университета. В ее выступлении была представлена авторская методика, основанная на соотносительном исследовании творчества белорусских и русских писателей, что в условиях обучения студентов с использованием двух языков, является актуальной востребованной педагогической технологией.
Макеева Дарья Сергеевна, магистр педагогического образования, руководитель онлайн школы «Грамматика»актуализировала проблему, связанную понятием личного бренда педагога дополнительного образования, что важно для каждого преподавателя, работающего с использованием дистанционных образовательных технологий. В настоящее время практически каждый учитель школы или преподаватель вуза, колледжа имеет профессиональную страницу в социальных сетях или даже сайт. Д.С. Макеева поделилась опытом эффективной самопрезентации педагога.
Белоконь-Пожарицкая Наталия Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент ГОУ ВПО «Горловский институт иностранных языков» (г. Горловка, ДНР) рассмотрела проблему применения инновационных образовательных технологий на уроках литературы. Тема не теряет своей актуальности в связи с тем, что современных школьников и студентов необходимо вовлекать в интерактивный диалог с преподавателем.
Королькова Анжелика Викторовна, доктор филологических наук, профессор (СмолГУ) и Гришин Алексей Валентинович, магистр педагогического образования, учитель ФГБОУ «МДЦ Артек» рассмотрели проблему формирования функциональной грамотности на уроках развития речи по литературе с позиций компетентностного подхода. На уроках литературы возможна и даже необходима актуализация знаний обучающихся, связанных языковыми и коммуникативными компетенциями.
Большой интерес вызвал доклад Шиляевой Татьяны Витальевны, заместителя директора по методической работе ОГАУ «Смоленский региональный центр оценки качества образования» (ОГАУ СРЦОКО), которая рассказала об основных направлениях работы «Смоленского регионального центра оценки качества образования». Оценка качества образования обучающихся, проблемы, возникающие при оценке работ ОГЭ и ЕГЭ, волнуют преподавателей всей России. Опыт работы «Смоленского регионального центра оценки качества образования» (ОГАУ СРЦОКО) востребован и актуален.
По итогам конференции планируется издание сборника научных трудов с индексацией в РИНЦ.