знаменатель

214000, г.Смоленск,
ул. Пржевальского, 4
rectorat@smolgu.ru

Кафедра педагогики и психологии

Кафедра педагогики и психологии — одна из ведущих и старейших общеуниверситетских кафедр. Создана в 1919 году. Основатель — профессор Н.Д. Виноградов. В нынешнем веке кафедра претерпела ряд изменений. В ее состав вошли кафедры основ медицинских знаний и психологии, которой более 15 лет руководил заслуженный работник высшей школы РФ, доктор психологических наук, профессор Валерий Абрамович Сонин.

Долгое время на кафедре работали член-корреспондент АПН СССР, заслуженный учитель школы РСФСР, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор Александр Ерофеевич Кондратенков; член Союза журналистов России, заслуженный работник культуры РСФСР, профессор Михаил Ефимович Стеклов, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор Владимир Семёнович Селиванов.

Ключевыми научными направлениями кафедры педагогики и психологии являются: история педагогики и образования, теория и методика воспитания, исследование профессиональной идентичности педагога, проблемы ментальности и менталитета. Традиционным стало ежегодное проведение кафедрой международной научной конференции «Учитель и время», посвящённой памяти Александра Ерофеевича Кондратенкова, всероссийской конференции «Молодежь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии», международных научно-практических конференций «Социально-психологические проблемы ментальности/менталитета», «Личность в пространстве и времени».

По профилю «Образовательный менеджмент» (магистратура) кафедра готовит менеджеров в сфере образования в условиях развития рыночной экономики, обеспечения соответствия квалификации руководителей образовательных организаций требованиям вводимого в действие профессионального стандарта.

На кафедре работает аспирантура. За последние годы защищено несколько диссертаций по истории образования Смоленщины.

Образовательная деятельность кафедры.

Кафедра принимает участие в реализации образовательных программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.  На уровне бакалавриата кафедра обеспечивает преподавание дисциплин психолого-педагогического цикла в рамках программ 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) и 44.03.01 Педагогическое образование (с одним профилем подготовки) на всех факультетах, кроме психолого-педагогического и социального. Кроме этого, преподаватели кафедры участвуют в реализации следующих программ бакалавриата (45.03.02 Лингвистика (Перевод и переводоведение), 01.03.02 Прикладная математика и информатика (профиль «Математические и информационное моделирование»), 09.03.03 Прикладная информатика (профиль «Информационные системы организаций и предприятий», 38.03.02 Менеджмент (Цифровой маркетинг и бренд-менеджмент)) и специалитета (38.05.01 Экономическая безопасность (Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности)). 
По профилю «Образовательный менеджмент» (магистратура) кафедра готовит менеджеров в сфере образования в условиях развития рыночной экономики, обеспечения соответствия квалификации руководителей образовательных организаций требованиям профессионального стандарта. Выпускники магистратуры могут трудоустраиваться в образовательные организации любых форм собственности; государственные и муниципальные органы власти в сфере образования; коммерческие и некоммерческие организации, имеющие структурные подразделения по обучению и развитию персонала; научно-исследовательские организации; учреждения высшего и среднего профессионального образования, среднего общего и дополнительного образования. 

С 2024 года кафедра реализует набор на программу магистратуры “Исследовательская деятельность в образовательной организации”, которая, с одной стороны, обеспечивает непрерывный процесс подготовки научных кадров в сфере образования, а с другой - способствует повышению качества образования, формированию научных школ региона. 
Кафедра принимает активное участие в подготовке кадров высшей квалификации, реализуя программу аспирантуры 44.06.01 Образование и педагогические науки (Общая педагогика, история педагогики и образования).


Научные мероприятия

С 2016 года на кафедре ежегодно проводится всероссийская научная конференция «Молодежь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии», в которой принимают участие студенты бакалавриата, магистратуры, аспирантуры из различных регионов Российской Федерации.

Научные издания

Сборник научных статей «Молодежь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии» – ежегодное научное издание, в котором представлены статьи студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантов, посвященные злободневным проблемам    современного образования, имеющее регистрацию в РИНЦ. В нем рассматриваются вопросы дидактики, теории и методики воспитания, образовательного менеджмента, педагогического образования, психологического сопровождения педагогического процесса. Статьи подготовлены под научным руководством преподавателей вузов, что делает опыт написания первых научных работ студентов более продуктивным и результативным.

Научные мероприятия и издания

Ключевыми научными направлениями кафедры педагогики и психологии являются: методологические и ценностные аспекты профессионального становления педагога, история педагогики и образования, теоретические и методические аспекты воспитания и становления личности, исследование проблем профессиональной ментальности и менталитета. 

Традиционным стало ежегодное проведение кафедрой всероссийской конференции «Молодежь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии» (проводится с 2016 г. в июне), международных научно-практических конференций «Социально-психологические проблемы ментальности / менталитета» (проводится с 1994 г. октябре), «Личность в пространстве и времени» (проводится с 2007 г. в ноябре), а также издание по их итогам сборников научных статей с индексацией в РИНЦ. 

С 1994 года кафедра издает сборник научных статей «Учитель и время», в котором публикуются статьи содержащие результаты исследований в области педагогического образования, деятельности школьного учителя, организации учебной деятельности и воспитательного процесса в образовательных организациях, значительное место отведено работам, связанным с историей российского образования, в том числе Смоленщины. С 2023 года издание является печатным органом Смоленского научного центра РАО (СмолНЦ РАО).

История кафедры

Свою историю кафедра психологии начала с 1930 года. Первоначально она называлась кафедрой психологии и педологии. 

Долгое время кафедру возглавлял доцент А.Ф. Самуйленков (1895–1962), стоявший у истоков кафедры, автор монографии «Мастерство, педагогический такт и авторитет учителя» (1961).

С 1968 по 1990 год кафедрой заведовал профессор А. Я. Дудецкий. Блестящий лектор, долгое время возглавлявший в областном обществе «Знание» психолого-педагогическую секцию, он многое сделал для укрепления и поднятия авторитета кафедры. В этот период на ней работали такие яркие личности, как доценты И.И. Мунерман (1919–1999), Н.И. Судаков (1921–1994), В.А. Бакеев (1937–1992),старший преподаватель В.П. Силаенко (1925–2012). В историю кафедры вписались и другие имена, которые широко известны в отечественной психологии: профессор А.Д. Ганюшкин (1941–2002), доцент Л.В. Буравцова (1943–1993), профессор С.П. Иванов. 

С 1990 года по 2011 год кафедру возглавлял доктор психологических наук, профессор В.А. Сонин (1940–2011). В 1998 году он защитил докторскую диссертацию, став первым на Смоленщине доктором психологических наук. В.А. Сониным опубликовано более 200 научных работ, в том числе 11 монографий и свыше 10 учебно-методических пособий. В центре его научных исследований и интересов находилась проблема профессиональной ментальности учителя. С 2000 года на кафедре психологии работает аспирантура. В.А. Сонин  подготовил 13 кандидатов психологических наук и явился основателем смоленской школы психологов. Он был опытным педагогом, ученым, получившим широкую известность, у него было немало учеников. Книги В.А. Сонина выпускали центральные издательства. Его книга «Психологический практикум: задачи, этюды, решения», выдержавшая четыре издания (1996, 1998, 2000, 2004), рекомендована редакционно-издательским советом РАО к использованию к качестве учебно-методического пособия в педвузах. 

Далее, с 2011 года по 2014 год, заведующим кафедры становится ученик В.А. Сонина – А.Н. Родионов. Автор исследований по вопросам семейной психологии, психологии родительства, организатор «Школы вожатского мастерства» в СмолГУ, руководитель студенческого педагогического отряда смоленского государтвенного университета «Академия», руководитель регионального отделения «Российского психологического общества».

В 2012 году, в результате оптимизации структурных подразделений СмолГУ, к кафедре психологии была присоединена кафедра основ медицинских знаний. Кафедра стала называться кафедрой психологии и ОМЗ (основ медицинских знаний) и в таком виде просуществовала до 2014 года.
В 2014 году кафедра психологии была объединена с кафедрой педагогики и получила название кафедры педагогики и психологии, возглавил которую доктор педагогических наук, профессор Н.П. Сенченков.
Свою историю кафедра психологии начала с 1930 года. Первоначально она называлась кафедрой психологии и педологии. 

Долгое время кафедру возглавлял доцент А.Ф. Самуйленков (1895–1962), стоявший у истоков кафедры, автор монографии «Мастерство, педагогический такт и авторитет учителя» (1961).
Кафедра педагогики, одна из ведущих общеуниверситетских кафедр была создана в 1919 году, ее возглавил профессор Н.Д. Виноградов.

С 1968 по 1990 год кафедрой заведовал профессор А. Я. Дудецкий. Блестящий лектор, долгое время возглавлявший в областном обществе «Знание» психолого-педагогическую секцию, он многое сделал для укрепления и поднятия авторитета кафедры. В этот период на ней работали такие яркие личности, как доценты И.И. Мунерман (1919–1999), Н.И. Судаков (1921–1994), В.А. Бакеев (1937–1992),старший преподаватель В.П. Силаенко (1925–2012). В историю кафедры вписались и другие имена, которые широко известны в отечественной психологии: профессор А.Д. Ганюшкин (1941–2002), доцент Л.В. Буравцова (1943–1993), профессор С.П. Иванов. 

С 1990 года по 2011 год кафедру возглавлял доктор психологических наук, профессор В.А. Сонин (1940–2011). В 1998 году он защитил докторскую диссертацию, став первым на Смоленщине доктором психологических наук. В.А. Сониным опубликовано более 200 научных работ, в том числе 11 монографий и свыше 10 учебно-методических пособий. В центре его научных исследований и интересов находилась проблема профессиональной ментальности учителя. С 2000 года на кафедре психологии работает аспирантура. В.А. Сонин  подготовил 13 кандидатов психологических наук и явился основателем смоленской школы психологов. Он был опытным педагогом, ученым, получившим широкую известность, у него было немало учеников. Книги В.А. Сонина выпускали центральные издательства. Его книга «Психологический практикум: задачи, этюды, решения», выдержавшая четыре издания (1996, 1998, 2000, 2004), рекомендована редакционно-издательским советом РАО к использованию к качестве учебно-методического пособия в педвузах. 

Далее, с 2011 года по 2014 год, заведующим кафедры становится ученик В.А. Сонина – А.Н. Родионов. Автор исследований по вопросам семейной психологии, психологии родительства, организатор «Школы вожатского мастерства» в СмолГУ, руководитель студенческого педагогического отряда смоленского государственного университета «Академия», руководитель регионального отделения «Российского психологического общества».

В 2012 году, в результате оптимизации структурных подразделений СмолГУ, к кафедре психологии была присоединена кафедра основ медицинских знаний. Кафедра стала называться кафедрой психологии и ОМЗ (основ медицинских знаний) и в таком виде просуществовала до 2014 года.
В 2014 году кафедра психологии была объединена с кафедрой педагогики и получила название кафедры педагогики и психологии, возглавил которую доктор педагогических наук, профессор Н.П. Сенченков.

Смоленский государственный университет всегда давал своим питомцам высокий научный потенциал и широкое общее образование, позволявшее не только проводить исследования или работать в гуманитарных и прикладных областях, но и преподавать в школах и вузах. 
Широко известной в стране кафедра стала с тех пор как ее возглавил в 1969 году член-корреспондент АПН СССР, заслуженный учитель школы РСФСР, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор Александр Ерофеевич Кондратенков, до этого работавший директором Сафоновской школы-интерната. На кафедре он возглавил работу по изучению проблем сельской школы, руководил аспирантурой в которой защитили кандидатские диссертации 38 специалистов по педагогическим наукам.

С 1976 по 1994 год кафедрой педагогики руководил заслуженный работник высшей школы РФ, профессор Владимир Семёнович Селиванов по инициативе которого проводились многочисленные всероссийские и всесоюзные конференции, издавались научные труды.

С 1994 по 2004 год эстафету руководства кафедрой приняла доцент Валентина Николаевна Соколова, под управлением которой кафедра принимала активное участие в гранатовых исследованиях РГНФ. Существенную роль в развитии кафедры сыграли доцент Селиванова Людмила Николаевна (2004-2014гг.) и профессор Николай Петрович Сенченков (2014-2021гг.), под руководством которых кафедра продуктивно осуществляла научное руководство аспирантами и магистрантами, продолжала методическую деятельность. В этот период члены кафедры активно включились в исследовательскую работу по написанию учебных пособий, составлению программ по учебным курсам.

Сегодня кафедра остается значимой частью университетского сообщества. Новый импульс развития кафедры придала доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, профессор    Врублевская Елена Геннадьевна, под управлением которой на кафедре стали активно развиваться новые научные направления.

Ключевыми научными направлениями кафедры педагогики и психологии являются: история педагогики и образования, теория и методика воспитания, исследование профессиональной идентичности педагога, проблемы ментальности и менталитета.  

На кафедре работает аспирантура. За последние годы защищено несколько диссертаций по педагогике, истории педагогики и образования.

По профилю «Образовательный менеджмент» (магистратура) кафедра готовит менеджеров в сфере образования в условиях развития рыночной экономики, обеспечения соответствия квалификации руководителей образовательных организаций требованиям вводимого в действие профессионального стандарта.

КОНТАКТЫ

Руководитель: Врублёвская Елена Геннадьевна, заведующая кафедрой, доктор педагогических наук

Месторасположение: кабинет 9 зального корпуса

Телефон: 700-228

Электронная почта: pedagogik1@yandex.ru

Сотрудники

Врублевская Елена Геннадьевна

Врублевская Елена Геннадьевна

Преподаваемые дисциплины

  • Общая педагогика
  • Общая психология
  • Акмеология

Врублевская Елена Геннадьевна

Заведующая кафедрой

Образование, учёные степени и звания: 

1989 г. – Хабаровский государственный педагогический институт по специальности «Учитель истории и обществоведения, методист по воспитательной работе»

1997 – 1999 гг. обучалась в аспирантуре Хабаровского государственного педагогического института. Диссертация: «Педагогические условия развития у педагога способности к фасилитирующему общению в процессе его профессиональной деятельности (на материале учреждений дополнительного образования детей)» на звание кандидата педагогических наук
по специальности 13.00.01.

2009 – 2011 гг. обучалась в докторантуре Российского государственного педагогического университета им. Герцена (г. Санкт-Петербург). В 2011 г. в диссертационном совете РГПУ им. Герцена защитила докторскую диссертацию по теме: «Взаимовлияние педагогической и детской культуры в современном отечественном образовании» по специальности 13.00.01

С 2023 г. – член-корреспондент РАО 

Дополнительное образование/повышение квалификации: 

2016 – 2017 гг.- Программа повышения квалификации «Формирование аналитического подхода к управлению и развитию университета» (72 ч.) Томск

2020 г. – Программа подготовки разработчиков оценочных средств для оценки квалификаций с применением специализированного программно-методического комплекса «Оценка квалификаций»» – НАРК, Москва

Профессиональные интересы: научные исследования в области подготовки педагогов для системы образования Российской Федерации.

Публикации и исследования

Кабахидзе Катерина Львовна

Кабахидзе Катерина Львовна

Преподаваемые дисциплины

  • Лексико-грамматический анализ текста перевода
  • Практический курс перевода в профессиональной деятельности
  • Политический и деловой дискурс в переводе и лингвокультурной адаптации текста
  • Практикум по культуре речевого общения
  • Английский язык для академических целей: устные и письменные навыки коммуникации

Кабахидзе Катерина Львовна

Образование, учёные степени и звания: 

2002 – окончила специалитет: лингвистический факультет Международного университета в Москве, специальность «Лингвистика и межкультурная коммуникация»,

2012 – окончила магистратуру: философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, специальность «Классическая философия»,

2013 – окончила аспирантуру: Московский городской педагогический университет, специальность «Социальная философия», тема диссертации «Лингвофилософские аспекты коммуникации в условиях глобализации», 

2013 – присвоена учёная степень кандидата философских наук.
Дополнительное образование/повышение квалификации: 

2020 – повышение квалификации: «Философия языка», Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, 

2020 – повышение квалификации: «Критерии оценивания профессиональных компетенций в сфере преподавания иностранных языков и перевода», Воронежский государственный университет, г. Воронеж,

2023 - повышение квалификации: «Традиции и инновации в соизучении языка и культуры», МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва,

2023 - повышение квалификации: «Цифровая среда университета», Смоленский государственный университет, г. Смоленск,

2023 – повышение квалификации: «Предобученные генеративные нейросети в обучении иностранным языкам», МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва,

2024 – повышение квалификации: Разработка и экспертиза оценочных средств профессионального экзамена в области педагогики», Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС». 

Стаж и опыт работы: 

2008-2018 – руководитель управления международного сотрудничества, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации Московского городского педагогического университета, г. Москва, 

с 2018 года – доцент кафедры лингвистики, перевода и межкультурной коммуникации факультета иностранных языков и регионоведения  МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, 

с 2022 года – главный аналитик Центра развития педагогического образования Российской академии образования, г. Москва, 

с 2022 года – доцент кафедры. 

Профессиональные интересы: методика обучения иностранным языкам, когнитивные исследования в педагогике, философия образования, политическая лингвистика, устный последовательный перевод, культурологические аспекты перевода, философия языка.  

Публикации и исследования


Налётова Наталья Юрьевна

Налётова Наталья Юрьевна

Преподаваемые дисциплины

  • Педагогика высшей школы
  • Общая педагогика
  • История педагогики и образования

Налётова Наталья Юрьевна

Профессор

Доктор педагогических наук

Образование, учёные степени и звания: 

1996 – окончила специалитет: педагогический факультет Смоленского государственного педагогического института, специальность «Педагогика и методика начального обучения».

2006 – присуждена учёная степень кандидата педагогических наук по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», тема диссертации «Становление и развитие духовного образования на территории Смоленской епархии». 

2010 – окончила специалитет Московского государственного университета путей сообщения, специализация «Экономика и право».

2013 – присвоено ученое звание доцента.

2014 – присуждена учёная степень доктора педагогических наук, тема диссертации «Генезис православного образования в контексте культурно-исторического развития России».

2014 – избрана членом-корреспондентом Международной академии научно-педагогического образования.

Дополнительное образование/повышение квалификации

2016 – профессиональная переподготовка, специализация «Преподаватель высшей школы. Преподавание социальных и гуманитарных дисциплин в образовательных организациях высшего образования» (Российская открытая академия транспорта).

Стаж и опыт работы

с 1995 – по настоящее время регент Смоленского Свято-Успенского кафедрального собора.

2000-2007 – преподаватель Смоленского межъепархиального православного духовного училища.

2007-2017 – преподаватель, доцент, профессор Смоленского филиала Московского государственного университета путей сообщения (МГУПС (МИИТ).

с 2017 – профессор кафедры педагогики и психологии Смоленского государственного университета.

Профессиональные интересы: теология, история образования, краеведение.

Публикации и исследования

Богданова Татьяна Владимировна

Богданова Татьяна Владимировна

Преподаваемые дисциплины

  • Психология
  • Психология журналистики
  • Педагогическая конфликтология
  • Психолингвистика

Богданова Татьяна Владимировна

Доцент

Кандидат филологических наук

Образование, учёные степени и звания: 

1985 – окончила факультет русского языка и литературы Смоленского государственного педагогического института, специальность «Учитель русского языка и литературы»,

1991 – окончила аспирантуру Узбекского республиканского института русского языка и литературы,  специальность «Советская литература»,

1992 – присвоена учёная степень кандидата филологических наук,

1997 – присвоено  ученая степень PH Doctor of Philology,

1998 – присвоено учёное звание доцента.

Дополнительное образование/повышение квалификации: 

2002 – окончила факультет психологии Ташкентского государственного педагогического университета им. Низами, специальность «Практический психолог»,

2014 – прошла профессиональную переподготовку в Калужском государственном университете им. Циолковского, специальность «Судебный психолог- эксперт».

Стаж и опыт работы: 

1985-1986 – учитель русского языка и литературы Дубровской восьмилетней школы Демидовского района, Смоленской области,

1986-1988 – преподаватель русского языка как иностранного на спецконтингенте Высшей партийной школы (Узбекистан, г. Ташкент), 

1988-1991 – аспирантка Узбекского  Республиканского института русского языка и литературы, 

1991-2000 – преподаватель (с 1998 г доцент) Узбекского государственного университета мировых языков,

2000-2002 – доцент Ташкентского государственного педагогического института им. Низами, 

с 2002 года – доцент кафедры психологии (педагогики и психологии) Смоленского государственного университета.

Профессиональные интересы: психолингвистика, психология общения, психология масс-медиа, педагогическая психология, судебная психология.

Публикации и исследования

Кремень Сергей Анатольевич

Кремень Сергей Анатольевич

Преподаваемые дисциплины

  • Педагогика
  • Профессиональная этика
  • Современный образовательный процесс

Кремень Сергей Анатольевич

Доцент

Кандидат педагогических наук

Образование, учёные степени и звания: 

1993 – окончил специалитет: исторический факультет Смоленского государственного педагогического института, специальность «История и педагогика» (с отличием)

1997 – окончил аспирантуру: Смоленский государственный педагогический институт, специальность «Общая педагогика»

2000 – присуждена учёная степень кандидата педагогических наук, тема диссертации «Диагностическое изучение индивидуальных особенностей личности, обеспечивающих эффективность профессионального самоопределения будущего учителя»

2003 – присвоено ученое звание доцента

Дополнительное образование/повышение квалификации:

1999 – повышение квалификации «Президентская программа стажировки молодых политиков и специалистов государственного управления из Российской Федерации» (Швеция),

1999 – повышение квалификации «Программа Библиотеки Конгресса и Американских советов по международному образованию (ACTR/ACCELS) «Открытый Мир» (США),

2003-2004 – повышение квалификации «Программа профессионального развития молодых преподавателей вузов (JFDP)» (США),

2004-2005 – повышение квалификации «Программа поддержки международного высшего образования (HESP)» (Венгрия),

2007 – научная стажировка «Американо-Российский Форум Экспертов (IREX)», (США),

2008 – курсы повышения квалификации «Системные изменения в вузе при переходе на многоуровневую систему обучения» (РГПУ, Санкт-Петербург),

2013 – курсы повышения квалификации «Современные образовательные технологии в деятельности преподавателя вуза» (НГУ, Новосибирск),

2016 – профессиональная переподготовка «Педагогика социальной работы с семьей» (ФГБНУ «ИИДСВ РАО», г. Москва),

2017 – курсы повышения квалификации «Актуальные проблемы нравственного воспитания школьников в контексте ФГОС ООО, НОО, СОО» (ФГБНУ «ИИДСВ РАО», г. Москва),

2017 – курсы повышения квалификации «Информационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы» (СмолГУ),

2020 – курсы повышения квалификации «Создание и сопровождение учебного курса на платформе Moodle» (СмолГУ), 

2023 – курсы повышения квалификации "Реализация образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных и дистанционных технологий на базе ЭИОС университета" (СмолГУ), 

2023 – курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Разработка и экспертиза оценочных средств профессионального экзамена в области педагогики» (НИТУ МИСИС, Москва).

Стаж и опыт работы:

1997-2001 – ассистент кафедры педагогики Смоленского государственного педагогического университета, 

с 2001 года – доцент кафедры педагогики (с 2014 года – кафедра педагогики и психологии) Смоленского государственного педагогического университета (с 2005 года – СмолГУ),

2008-2012 – декан исторического факультета Смоленского государственного университета,

2012 – директор Центра непрерывного образования Смоленского государственного университета,

Профессиональные интересы: профессиональное развитие и карьера, профессиональное становление педагога, непрерывное образование, история педагогики, карьерное консультирование, сравнительная педагогика.

Публикации и исследования

Кузьмина Ксения Егоровна

Кузьмина Ксения Егоровна

Преподаваемые дисциплины

  • Психология
  • Психология управления
  • Психология конфликта
  • Экономическая психология
  • Математические методы в психологии
  • Психология межэтнического взаимодействия
  • Педагогическая психология
  • Социальная психология
  • Психология педагогического взаимодействия
  • Психология рекламы
  • Юридическая психология
  • Юридическая конфликтология
  • Психолого-педагогическое сопровождение

Кузьмина Ксения Егоровна

Доцент

Кандидат психологических наук

Образование, учёные степени и звания:

1998 – специалитет: физико-математический факультет Смоленского государственного педагогического университета, специальность «Математика», квалификация «Учитель математики, информатики и вычислительной техники»,

2000 – специалитет: психологический факультет Смоленского гуманитарного университета, специальность «Психология», квалификация «Психолог. Преподаватель»,

2003 – аспирантура: Смоленский государственный педагогический университет, специальность «Педагогическая психология», тема диссертации «Влияние включенности в компьютерную деятельность на межличностные отношения в юношеском возрасте»,

2003 – кандидат психологических наук,

2008 – доцент по кафедре психологии

Стаж и опыт работы: 

1998–2003 – ассистент кафедры психологии СГПУ,

с 2003 года – доцент кафедры психологии (с 2014 года – кафедра педагогики и психологии) СГПУ (с 2005 – СмолГУ),

с 2013 года – заместитель декана по внеучебной работе физико-математического факультета СмолГУ.

Дополнительное образование / повышения квалификации:

2007 – курсы повышения квалификации «Управление качеством образования» (Московский государственный университет сервиса),

2012 – курсы повышения квалификации «Защита интеллектуальной собственности в информационно-образовательной среде вуза» (Вятский государственный университет),

2017 – курсы повышения квалификации «Информационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы» (СмолГУ),

2017 – курсы повышения квалификации «Актуальные психолого-педагогические проблемы реформы образования» (СмолГУ),

2017 – курсы повышения квалификации «Члены КЧС и ОПБ организаций» (учебно-методический центр СОГБУ «Пожарно-спасательный центр»),

2020 – курсы повышения квалификации «Создание и сопровождение учебного курса на платформе Moodle» (СмолГУ),

2023 – курсы повышения квалификации «Цифровая среда университета» (СмолГУ),

2023 – курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Разработка и экспертиза оценочных средств профессионального экзамена в области педагогики» (НИТУ МИСИС, Москва),

2023 – образовательная программа «Голос поколения. Преподаватели» (Министерство науки и высшего образования, Росмолодежь, Центра знаний «Машук», г. Пятигорск). 


Профессиональные интересы: общая и экспериментальная психология, математические методы в психологии; экономическая психология, психология управления, психология межэнических отношений; психологическе и социально-психологические аспекты цифровизации (компьютеризации, информатизации), социально-психологические проблемы ментальности/менталитета.

Публикации и исследования

Морозикова Ирина Владиславовна

Морозикова Ирина Владиславовна

Преподаваемые дисциплины

  • Психология
  • Психология управления
  • Педагогическая конфликтология
  • Педагогика и психология
  • Креативная психология

Морозикова Ирина Владиславовна

Доцент

Кандидат психологических наук

Образование, учёные степени и звания:

1994 – окончила специалитет: художественно-графический факультет СГПИ, специальность «Изобразительное искусство, черчение, труд», квалификация «Учитель изобразительного искусства, черчения, труда»,

2003 – окончила аспирантуру: СГПИ, специальность «Педагогическая психология», тема диссертации «Сравнительные  характеристики и структурная взаимосвязь художественных и педагогических способностей (на примере будущих учителей изобразительного  искусства)»,

2007 – присвоена учёная степень кандидата психологических наук,

2018 – присвоено учёное звание доцента

Дополнительное образование/повышение квалификации:

2012 – курсы повышения квалификации по программе «Курс немецкого экономического языка» (FernUniversitаt, Институт изучения Европы, Хаген, Германия),

2014 – курсы повышения квалификации по программе «Гуманистическая психодрама» (Психотерапевтический институт Бергерхаузен, Германия),

2016  – стажировка по программе «Условия развития художественных способностей в системе подготовки будущего педагога» (лаборатория  развития воспитания и социализации детей ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО»),

2014, 2015, 2016, 2018 – курсы повышения квалификации «Экспертиза экзаменационных работ ЕГЭ обучающихся по обществознанию» (ГАУ ДПО СОИРО),

2017 – курсы повышения квалификации по программе «Информационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы» (СмолГУ),

2017 – курсы повышения квалификации по программе «Учителя безопасности жизнедеятельности общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования» (учебно-методический центр СОГБУ «Пожарно-спасательный центр»),

2018 – курсы повышения квалификации по программе «Использование информационных технологий в инженерной, научной и административно-управленческой деятельности» (Ростовское региональное отделение общероссийской общественной организации «Российская инженерная академия»),

2020 – курсы повышения квалификации по программе «Создание и сопровождение учебного курса на платформе «Moodle» (СмолГУ)

2023 – курсы повышения квалификации по программе «Цифровая среда университета» (СмолГУ)

2023 – программа профессиональной переподготовки «Судебный эксперт-психолог» (КГУ им. К.Э. Циолковского)

Стаж и опыт работы:

1995–1998 – воспитатель ясли-сада Московской железной дороги г. Смоленск,

2000–2007 – ассистент кафедры психологии СГПУ,

с 2007 – доцент кафедры педагогики и психологии СмолГУ,

2018-2022 – заместитель декана художественно-графического факультета СмолГУ,

с 2022 – заместитель декана факультета искусства и дизайна СмолГУ.

Профессиональные интересы
психология творчества, способностей, интеллекта, визуального воздействия, психология управления, социально-психологические проблемы ментальности/менталитета, судебная психология, педагогическая психология, психолого-педагогическое сопровождение

Публикации и исследования

Родионова Валерия Олеговна

Родионова Валерия Олеговна

Преподаваемые дисциплины

  • Психология
  • Арт-терапевтические технологии в профессиональной деятельности педагога-психолога
  • Психология семейных отношений

Родионова Валерия Олеговна

Доцент

Кандидат психологических наук

Образование, учёные степени и звания:

1996 – окончила художественно-графический факультет Смоленского государственного педагогического института по специальности: «Черчение и изобразительное искусство»; присвоена квалификация: «Учитель черчения, изобразительного искусства и труда»

2001 – окончила очную аспирантуру Российского государственного педагогического института им. А.И. Герцена, специальность: 19.00.07 – педагогическая психология, тема диссертации «Развитие способности к графической импровизации у младших школьников на уроках изобразительного искусства»

2008 – присуждена учёная степень кандидата психологических наук

Дополнительное образование/повышение квалификации:

2017 – повышение квалификации по программе «Информационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы»,Смоленский государственный университет

2020 – повышение квалификации по программе «Система дистанционного обучения MOODLE»,Смоленский государственный университет

Стаж и опыт работы:

1996-1997– преподаватель-стажер кафедры психологии СГПИ

2001-2009 – ассистент кафедры психологии СГПУ (СмолГУ)

2009-2012– доцент кафедры психологии СмолГУ

2012-2014 – доцент кафедры психологии и основ медицинских знаний СмолГУ

с 2014 года – доцент кафедры педагогики и психологии СмолГУ

Профессиональные интересы: история психологии, психология развития, арт-терапия, психология художественного творчества.

Публикации и исследования

Селиванова Людмила Николаевна

Селиванова Людмила Николаевна

Преподаваемые дисциплины

  • Педагогика
  • Профессиональная этика
  • Методика воспитательной работы и основы вожатской деятельности

Селиванова Людмила Николаевна

Доцент

Кандидат педагогических наук

Образование, учёные степени и звания: 

1985 – окончила специалитет: педагогический факультет Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина, специальность: «Педагогика и психология», квалификация « Преподаватель-исследователь по педагогике и психологии» (с отличием).

1991 – окончила аспирантуру: Смоленский государственный педагогический институт, специальность «Общая педагогика, история педагогики и образования», тема диссертации «Педагогические взгляды С.Л. Рубинштейна». 

1999 – присуждена учёная степень кандидата педагогических наук. 

2002 – присвоено ученое звание доцента. 

Дополнительное образование/повышение квалификации: 

2016 – повышение квалификации по дополнительной программе «Система управления обучением Moodle» (Смоленский государственный университет»), 

2017 – повышение квалификации по дополнительной программе «Актуальные психолого-педагогические проблемы реформы образования» (Смоленский государственный университет»), 

2017 – повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Формирование у детей навыков безопасного участия в дорожном движении для преподавателей региональных институтов повышения квалификации и институтов развития образования» (Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина), 

2019 –повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Разработка и реализация программ дисциплин (модулей) по финансовой грамотности для студентов образовательных организаций высшего образования» (Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова), 

2020 –повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Создание и сопровождение учебного курса на платформе Moodle» (Смоленский государственный университет), 

2023 – курсы повышения квалификации «Реализация образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных и дистанционных технологий на базе ЭИОС университета» (Смоленский государственный университет), 

2023 – курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Разработка и экспертиза оценочных средств профессионального экзамена в области педагогики» (НИТУ МИСИС, Москва).

Стаж и опыт работы: 

1979–1980 – учитель начальных классов Туровской средней школы Ряжского района Рязанской области, 

1985–1988, 1991–1993 – ассистент кафедры педагогики СГПИ, 

1993–1999 – старший преподаватель кафедры педагогики СГПИ (СГПУ), 

1999–2001– доцент кафедры педагогики СГПУ, 

2001–2003 – старший научный сотрудник СГПУ, 

2003–2004 – доцент кафедры педагогики СГПУ, 

2004–2014 – заведующий кафедрой педагогики СГПУ (СмолГУ), 

с 2014 года –доцент кафедры педагогики и психологии СмолГУ. 

Профессиональные интересы: субъектная педагогика, педагогическое образование, педагогическая этика, теория и методика воспитания, педагогическая психология. 

Публикации и исследования

Тимакова Анна Юрьевна

Тимакова Анна Юрьевна

Преподаваемые дисциплины

  • Педагогика
  • Социальная педагогика
  • Социальная работа
  • Юридическая педагогика
  • Международный опыт молодежной политики
  • Технологии воспитания
  • Психология и педагогика
  • Педагогическая психология
  • Качество образования
  • Конфликтология
  • Корпоративное образование
  • Корпоративная культура образовательной организации
  • Профессиональная карьера и профессиональное образование
  • Правовые и этические основы образования

Тимакова Анна Юрьевна

Доцент

Кандидат педагогических наук

Образование, учёные степени и звания: 

1988 - окончила специалитет: естественно-географический факультет Смоленского государственного педагогического института, специальность "биология с дополнительной специальностью химия",

1996 - окончила аспирантуру Московского государственного педагогического института, специальность "психология и педагогика высшей школы", тема диссертации"Формирование мотивационной направленности на творческую деятельность будущих учителей",

2001 - присуждена учёная степень кандидата педагогических наук,

2006 - присвоено ученое звание доцента педагогики.

Дополнительное образование/повышение квалификации:

2006г. - повышение квалификации по программе "Проблемы нормативно-правового обеспечения приема и зачисления в высшие учебные заведения, участия в эксперименте по введению Единого государственного экзамена" (Министерство образования и науки Российской федерации, Московский автомобильно-дорожный институт, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки),

2007г. - повышение квалификации по программе "Дидактика высшей школы: организация самостоятельной работы студентов" (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена),

2011г. - повышение квалификации по программе "Менеджмент образовательного процесса вуза в условиях перехода на ФГОС третьего поколения"("Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов" (СПбГУЭФ),

2015г. - повышение квалификации по программе "Адаптация детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, к жизни в новых семьях" (Московский городской педагогический университет),

2016г. - повышение квалификации по программе "Система управления обучением Moodle" (Смоленский государственный университет),

2017г. - повышение квалификации по программе"Актуальные психолого-педагогические проблемы реформы образования" (Смоленский государственный университет),

2018г. - "Лингвокультурологический дискурс, межкультурная коммуникация, коммуникативные технологии" (Смоленский государственный университет),

2020г. - повышение квалификации по программе "Создание и сопровождение учебного курса на платформе Moodle" (Смоленский государственный университет), 

2023г. –курсы повышения квалификации "Реализация образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных и дистанционных технологий на базе ЭИОС университета"(СмолГУ), 

2023г.– курсы повышения квалификациипо дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Разработка и экспертиза оценочных средств профессионального экзамена в области педагогики» (НИТУ МИСИС, Москва).

Стаж и опыт работы:

1988-1990 - учитель химии Средняя школа №13 г. Смоленска,

1990 - 2001 - ассистент кафедры педагогики СГПИ,

2001 - 2014 - заместитель декана факультета дополнительного образования,

2002 - 2004 - ответственный секретарь приемной комиссии СГПУ,

с 2001 - по настоящее время доцент кафедры педагогики/ педагогики и психологии СмолГУ

Профессиональные интересы: педагогика, социальная педагогика, психология и педагогика, педагогическая психология, конфликтология, корпоративное образование, корпоративная культура образовательной организации, юридическая педагогика, профессиональная карьера и профессиональное образование.

Публикации и исследования

Петров Константин Григорьевич

Петров Константин Григорьевич

Преподаваемые дисциплины

  • Контроль и оценка результатов образования
  • Управление образовательными системами
  • Инновационные процессы в образовании
  • Основы проектного менеджмента образовательной организации
  • Проектирование и экспертиза образовательных программ

Петров Константин Григорьевич

Образование, учёные степени и звания: 

2010 – окончил специалитет: естественно-географический факультет Смоленского государственного университета, специальность «География, биология»,

2018 – окончил аспирантуру: Новгородский государственный университет, специальность «Общая педагогика, история педагогики и образования», тема диссертации «Педагогические взгляды и просветительская деятельность в сфере образования А.Н. Попова (кон XIX – нач ХХ вв», 

2018 – присвоена учёная степень кандидата педагогических наук,

Дополнительное образование/повышение квалификации: 

2020 – повышение квалификации: «Менеджмент в образовании в условиях реализации ФГОС», «Прогресс», г. Ханты-Мансийск

2022 – повышение квалификации: «Менеджмент в образовании», АНО ДПО «Институт современного образования», г. Воронеж

Стаж и опыт работы: 

2011- наст. время – учитель географии МБОУ "Средняя школа №1" г. Смоленска,

с 2019 года – сотрудник кафедры

с 2021 года – заместитель директора по методической работе МБОУ "Средняя школа №1" г. Смоленска

Профессиональные интересы: история педагогики, педагогические персоналии, народное образование, современные процедуры мониторинга качества образования

Публикации и исследования