знаменатель

214000, г.Смоленск,
ул. Пржевальского, 4
rectorat@smolgu.ru

Кафедра специальной педагогики и психологии

Сотрудники

Колодовская Елена Анатольевна

Колодовская Елена Анатольевна

Преподаваемые дисциплины

  • Основы профессиональной деятельности дефектолога
  • Профессиональная этика
  • Семейное воспитания детей с нарушениями речи
  • Обучение и воспитание детей с ОВЗ
  • Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями
  • Организация учебно-исследовательской работы
  • Этико-деонтологические основам профессиональной деятельности логопеда
  • Проектирование и реализация программ комплексной помощи детям с сложной структурой дефекта

Колодовская Елена Анатольевна

Заведующая кафедрой

Кандидат педагогических наук

Образование, учёные степени и звания:

1983 – окончила факультет начальных классов Смоленского государственного педагогического института, специальность «Педагогика и методика специального обучения»,

1989 – окончила очную целевую аспирантуру НИИ Содержания и методов обучения АПН СССР, тема диссертации «Формирования первоначальных общественно-политических понятий у младших школьников объединенных классов: на материале уроков чтения»,

1990 – присвоена ученая степень кандидата педагогических наук,

1994 – присвоено ученое звание доцента

Дополнительное образование/повышение квалификации:

2004 – курсы повышения квалификации (в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург) на базе СГПУ «Дидактика высшей школы: информационные и коммуникационные технологии»,

2008 – курсы повышения квалификации (в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург) на базе СмолГУ «Системные изменения в ВУЗе при переходе на многоуровневую систему обучения»,

2013 – курсы повышения квалификации на базе СмолГУ «Управление персоналом в условиях модернизации высшей школы»,

2017 – курсы профессиональной переподготовки по программе ДПО «Специальное (дефектологическое) образование» с присвоением квалификации «дефектолог» на базе Уральского института повышения квалификации и переподготовки,

2017 – курсы повышения квалификации на базе СмолГУ «Информационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы»,

2020 ­ – курсы повышения квалификации по программе «Создание и сопровождение учебного курса на платформе Moodle» в СмолГУ

Стаж и опыт работы:

1983-1986 – учитель начальных классов средней школы №17 г. Смоленска,

1986-1989 – обучение в целевой аспирантуре НИИ Содержания и методов обучения АПН СССР,

1990 – ассистент, старший преподаватель кафедры педагогики начального обучения,

1994 – доцент кафедры педагогики начального обучения,

с 2003 года – заведующая кафедрой специальной педагогики и психологии

Профессиональные интересы: 

формирование профессиональной компетентности будущих бакалавров и магистров логопедического профиля

Публикации и исследования

Иванова Наталья Викторовна

Иванова Наталья Викторовна

Преподаваемые дисциплины

  • Логопатопсихология
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Логоритмика
  • Логофоноритмика
  • Методика обучения русскому языку (специальная)
  • Методика развития речи (специальная)
  • Специфика логопедической работы в учреждениях здравоохранения и соцзащиты

Иванова Наталья Викторовна

Доцент

Кандидат педагогических наук

Образование, ученые степени и звания:

1987 – окончила факультет начальных классов Смоленского государственного педагогического института (ныне СмолГУ) по специальности «Педагогика и методика начального обучения»

1998 – окончила аспирантуру: Смоленский государственный педагогический университет, специальность «Педагогика», тема диссертации  «Формирование профессиональной готовности учителя начальных классов к обучению младших школьников риторике»

2002 – присвоена учёная степень кандидата педагогических наук

Дополнительное образование/повышение квалификации:

2017 – повышение квалификации по программе «Информационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы»

2017 – профессиональная переподготовка по программе «Логопедия»

2018 – курс теоретической и практической подготовки по программе «Логопедический массаж»

2019 – повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе  базового уровня «Организационные и психолого-педагогические основы инклюзивного образования» г. Москва

2020 – повышение квалификации по программе «Создание и сопровождение учебного курса на платформе Moodle»

Стаж и опыт работы:

1987-1989 – учитель начальных классов СШ № 18 г. Смоленска

1989- 2002 – ассистент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах Смоленского государственного педагогического университета

2002 -2003 – доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах Смоленского государственного педагогического университета

с 2003 – сотрудник кафедры

Профессиональные интересы:

обучение и воспитание детей с нарушенным психическим развитием; психология нарушенного развития; методика формирования языковой компетенции при нарушениях психического развития; нейропсихология и нейропедагогика

Публикации и исследования

Крылова Елена Викторовна

Крылова Елена Викторовна

Преподаваемые дисциплины

  • Логопедия
  • Логопедические технологии
  • Логопедические практикумы
  • Современные технологии логопедической помощи лицам с комплексным нарушением развития
  • Технологии логопедического массажа
  • Современные логопедические технологии
  • Логопедическая работа с детьми, имеющими ментальные нарушения
  • Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности ("Логопедическая с детьми школьного возраста")
  • Ознакомительная практика

Крылова Елена Викторовна

Доцент

Кандидат педагогических наук

Образование, ученая степень и звания:

1996 – окончила специалитет: факультет русского языкаи  литературы Смоленского государственного педагогического института, специальность «Русский язык и литература»,

2002 – окончила специалитет: факультет  коррекционной педагогики и специальной психологии Московского психолого-социального института, специальность «Логопедия. Специальная психология»,

2008– присвоена ученая степень кандидата педагогических наук, тема диссертации «Развитие связной речи у учащихся с задержкой психического развития в условиях общего образования»,

2012 – присвоено ученое звание доцента

Дополнительное образование/ повышение квалификации:

2017 – прошла курсы повышения квалификации по программе «Информационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы»» в СмолГУ,

2017 – прошла курсы повышения квалификации по программе «Психолого-педагогическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации» в  ФГБОУ «Московский педагогический государственный университет»,

2019 –  прошла курсы повышения квалификации по программе «Деятельность тьюторов в условиях модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС, ПООП и концепциями модернизации учебных предметов (предметных областей), в том числе, по адаптированным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ» в ООО СП «СОДРУЖЕСТВО», г. Москва,

2019 – прошла профессиональную переподготовку  по программе «Специальное (дефектологическое) образование: Олигофренопедагогика» в АНО ДПО «Московская  академия профессиональных компетенций»,

2020 ­ – прошла курсы повышения квалификации по программе «Создание и сопровождение учебного курса на платформе Moodle» в СмолГУ

Стаж и опыт работы:

1990-1996  –МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31», учитель начальных классов,

1996-2004 – Смоленский  Областной центр  диагностики  и  консультирования, учитель-логопед, методист Областной медико-психолого-педагогической службы, член ПМПК,

с2004 года – сотрудник кафедры,

с 2015 года по наст. время ­ – Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия № 2 г. Смоленска, учитель-логопед, учитель-дефектолог.

Профессиональные интересы:

дифференциальная диагностика, ранняя  помощь детям с нарушениями развития, задержка психического развития

Публикации и исследования

Меженцева Галина Николаевна

Меженцева Галина Николаевна

Преподаваемые дисциплины

  • Специальная педагогика
  • Специальная психология
  • Коррекционно-логопедическая работа с детьми с РДА
  • Психолого-педагогическая диагностика и консультирование детей с ОВЗ
  • Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями
  • Инновационные технологии в специальном образовании
  • Дифференциальная диагностика речевых нарушений и сходных состояний
  • Сравнительная специальная педагогика

Меженцева Галина Николаевна

Доцент

Кандидат педагогических наук

Образование, ученая степень и звания:

1986 – окончила исторический факультет Смоленского государственного педагогического института, специальность «Учитель истории, обществоведения и английского языка».

1995 – окончила аспирантуру Московского педагогического государственного университета, специальность«13.00.01 – теория и история педагогики», тема диссертации «Дидактическое стимулирование профессионального самоопределения студентов в процессе педагогической практики».

1995 – присуждена ученая степень кандидата педагогических наук

1997 – присвоено звание доцента

Дополнительное образование/повышение квалификации:

2020 – КПК СмолГУ «Создание и сопровождение учебного курса на платформе Moodle».

2019 – повышение квалификации по программе «Инновационные технологии в специальном (дефектологическом) образовании в условиях реализации ФГОС» в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования (АНО ДПО) Волгоградской Гуманитарной Академии профессиональной подготовки специалистов социальной сферы.

2017 – профессиональная переподготовка по программе «Специальный психолог. Коррекционно-развивающая деятельность в многопрофильных организациях для детей с различными нарушениями развития в условиях реализации ФГОС» в АНО ДПО Уральском институте повышения квалификациии переподготовки.

2017 – профессиональная переподготовка по программе «Клиническая логопедия. Коррекционно-восстановительная помощь лицам с расстройствами речевой деятельности» в АНО ДПО Волгоградской Гуманитарной Академии профессиональной подготовки специалистов социальной сферы.

2016 – КПК СмолГУпо программе «Программное обеспечение при обработке научно-исследовательской информации».

Стаж и опыт работы:

С 1987 – сотрудник кафедры

Профессиональные интересы:

история специальной педагогики, инклюзивная и коррекционная педагогика, дефектология, психолого-педагогическая диагностика лиц с ОВЗ, логопедия

Публикации и исследования

Якушева Вероника Владимировна

Якушева Вероника Владимировна

Преподаваемые дисциплины

  • Логопедические технологии
  • Логопедия
  • Актуальные проблемы специального дефектологического образования
  • Актуальные проблемы формирования индивидуального лексикона детей с речевыми нарушениями
  • Модернизированные системы исследования речи и ее нарушений
  • Проектирование образовательных программ
  • Технологии выявления и преодоления дизорфографии

Якушева Вероника Владимировна

Доцент

Кандидат педагогических наук

Образование, учёные степени и звания:

1992 – окончила специалитет: факультет начальных классов Смоленского государственного педагогического института им. Карла Маркса, специальность «Педагогика и методика начального обучения», квалификация «Учитель начальных классов»,

1998 – окончила специалитет: дефектологический факультет Московского государственного открытого педагогического университета, специальность «Дефектология» (специализация «Логопедия»), квалификация «Учитель-дефектолог, учитель-логопед дошкольных, школьных и медицинских учреждений»,

2008 – окончила аспирантуру: МПГУ, специальность «Коррекционная педагогика (логопедия)», тема диссертации «Овладение семантикой вторичных наименований учащимися школы V вида»,

2011 – присвоена учёная степень кандидата педагогических наук

Дополнительное образование/повышение квалификации:

2017 – курсы повышения квалификации «Подготовка специалистов к работе в экспертных группах» ( ГАУ ДПО СОИРО),

2017 – курсы повышения квалификации «Информационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы» (СмолГУ),

2018 – курсы повышения квалификации «Тифлопедагогика. Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения в условиях реализации ФГОС» (АНО ДПО «ВГАППССС», г. Волгоград),

2018 – курсы повышения квалификации «Лингвокультурологический дискурс, межкультурная коммуникация, коммуникативные технологии» (СмолГУ),

2020  –  курсы повышения квалификации «Создание и сопровождение учебного курса на платформе «Moodle» (СмолГУ)

Стаж и опыт работы:

1992-1994 – учитель начальных классов средней школы № 2 пос. Бологое-4 Тверской области,

1994-1996 – учитель начальных классов Областного диагностического центра, г. Смоленск,

1996-2000 – учитель-логопед Областного диагностического центра, г. Смоленск,

2000-2002 – методист, учитель-логопед Центра диагностики и консультирования, г. Смоленск,

2002-2003 – доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах СмолГУ,

С 2003 – сотрудник кафедры,

2013–2018 – эксперт по аттестации педагогических работников Аттестационной комиссии Департамента Смоленской области по образованию и науке,

2015-2016 – эксперт по аттестации педагогических работников Аттестационной комиссии Департамента Смоленской области по здравоохранению,

2016 – член жюри Всероссийской Интернет-олимпиады с международным участием по логопедии,

2016-2017 – председатель аттестационной комиссии по приему выпускных квалификационных работ обучающихся по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки «Тифлопедагогика»,  «Дефектология»  (ГАУ ДПО СОИРО),

С 2016 –  член областного Экспертного совета,

С 2016 / 2018 – член / председатель Экспертного Совета   Регионального заочного Конкурса инновационных программ, проектов, методических разработок педагогов образовательных организаций, осуществляющих обучение детей с ОВЗ,

2018 год – победители (Якушева В.В., Меженцева Г.Н.)  Всероссийского конкурса с международным участием «Лучшая инновационная разработка педагога» (номинация «Специальная педагогика»), НОУ ДПО «Экспертно-методический центр «Наука и образование: новое время» ( г. Чебоксары),

С 2019 –  член Межрегионального Союза дефектологов,

2020 – член жюри: Региональный этап VII  Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России»; Региональный этап III  Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России»; Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России-2020»,

2020 – победитель конкурса «Лучший преподаватель года — 2020» (СмолГУ, психолого-педагогический факультет)

Профессиональные интересы:

исследование семантики индивидуального лексикона в лингвистическом и лингвокогнитивном аспекте, нарушения письма и чтения, развитие речи обучающихся с нарушением зрения, история становления и развития специального инклюзивного образования в Смоленской области

Публикации и исследования

Терещенкова Виктория Викторовна

Терещенкова Виктория Викторовна

Преподаваемые дисциплины

  • Основы абилитационной педагогики
  • Логопатопсихология
  • Логогенез
  • Логоритмика
  • Основы дефектологии
  • Сравнительная специальная педагогика
  • Обучение и воспитание детей с ОВЗ

Терещенкова Виктория Викторовна

Ассистент

Образование, учёные степени и звания:

2017 – окончила бакалавриат: социальный факультет Смоленского государственного университета, направление подготовки «Социальная работа»,

2019 – окончила магистратуру: психолого-педагогический факультет Смоленского государственного университета, направление подготовки «Специальное (дефектологическое) образование»,

2022 – окончила аспирантуру: Смоленский государственный университет, специальность «Общая  педагогика, история педагогики и образования», защитила диссертацию на тему: «Организация воспитательной деятельности в российских исправительных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей во второй половине XIX–начале XX веков»

Стаж и опыт работы:

2017-2022 – лаборант кафедры педагогики и психологии СмолГУ

с 2022 года – ассистент кафедры специальной педагогики и психологии СмолГУ

Профессиональные интересы: коррекционная педагогика, история педагогики, воспитание 

Публикации и исследования

Новости