Кафедра специальной педагогики и психологии
Сотрудники
Колодовская Елена Анатольевна
Преподаваемые дисциплины
- Основы профессиональной деятельности дефектолога
- Профессиональная этика
- Семейное воспитания детей с нарушениями речи
- Обучение и воспитание детей с ОВЗ
- Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями
- Организация учебно-исследовательской работы
- Этико-деонтологические основам профессиональной деятельности логопеда
- Проектирование и реализация программ комплексной помощи детям с сложной структурой дефекта
Колодовская Елена Анатольевна
Заведующая кафедрой
Кандидат педагогических наук
Образование, учёные степени и звания:
1983 – окончила факультет начальных классов Смоленского государственного педагогического института, специальность «Педагогика и методика специального обучения»,
1989 – окончила очную целевую аспирантуру НИИ Содержания и методов обучения АПН СССР, тема диссертации «Формирования первоначальных общественно-политических понятий у младших школьников объединенных классов: на материале уроков чтения»,
1990 – присвоена ученая степень кандидата педагогических наук,
1994 – присвоено ученое звание доцента
Дополнительное образование/повышение квалификации:
2004 – курсы повышения квалификации (в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург) на базе СГПУ «Дидактика высшей школы: информационные и коммуникационные технологии»,
2008 – курсы повышения квалификации (в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург) на базе СмолГУ «Системные изменения в ВУЗе при переходе на многоуровневую систему обучения»,
2013 – курсы повышения квалификации на базе СмолГУ «Управление персоналом в условиях модернизации высшей школы»,
2017 – курсы профессиональной переподготовки по программе ДПО «Специальное (дефектологическое) образование» с присвоением квалификации «дефектолог» на базе Уральского института повышения квалификации и переподготовки,
2017 – курсы повышения квалификации на базе СмолГУ «Информационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы»,
2020 – курсы повышения квалификации по программе «Создание и сопровождение учебного курса на платформе Moodle» в СмолГУ
Стаж и опыт работы:
1983-1986 – учитель начальных классов средней школы №17 г. Смоленска,
1986-1989 – обучение в целевой аспирантуре НИИ Содержания и методов обучения АПН СССР,
1990 – ассистент, старший преподаватель кафедры педагогики начального обучения,
1994 – доцент кафедры педагогики начального обучения,
с 2003 года – заведующая кафедрой специальной педагогики и психологии
Профессиональные интересы:
формирование профессиональной компетентности будущих бакалавров и магистров логопедического профиля
Иванова Наталья Викторовна
Преподаваемые дисциплины
- Логопатопсихология
- Онтогенез речевой деятельности
- Логоритмика
- Логофоноритмика
- Методика обучения русскому языку (специальная)
- Методика развития речи (специальная)
- Специфика логопедической работы в учреждениях здравоохранения и соцзащиты
Иванова Наталья Викторовна
Доцент
Кандидат педагогических наук
Образование, ученые степени и звания:
1987 – окончила факультет начальных классов Смоленского государственного педагогического института (ныне СмолГУ) по специальности «Педагогика и методика начального обучения»
1998 – окончила аспирантуру: Смоленский государственный педагогический университет, специальность «Педагогика», тема диссертации «Формирование профессиональной готовности учителя начальных классов к обучению младших школьников риторике»
2002 – присвоена учёная степень кандидата педагогических наук
Дополнительное образование/повышение квалификации:
2017 – повышение квалификации по программе «Информационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы»
2017 – профессиональная переподготовка по программе «Логопедия»
2018 – курс теоретической и практической подготовки по программе «Логопедический массаж»
2019 – повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе базового уровня «Организационные и психолого-педагогические основы инклюзивного образования» г. Москва
2020 – повышение квалификации по программе «Создание и сопровождение учебного курса на платформе Moodle»
Стаж и опыт работы:
1987-1989 – учитель начальных классов СШ № 18 г. Смоленска
1989- 2002 – ассистент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах Смоленского государственного педагогического университета
2002 -2003 – доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах Смоленского государственного педагогического университета
с 2003 – сотрудник кафедры
Профессиональные интересы:
обучение и воспитание детей с нарушенным психическим развитием; психология нарушенного развития; методика формирования языковой компетенции при нарушениях психического развития; нейропсихология и нейропедагогика
Крылова Елена Викторовна
Преподаваемые дисциплины
- Логопедия
- Логопедические технологии
- Логопедические практикумы
- Современные технологии логопедической помощи лицам с комплексным нарушением развития
- Технологии логопедического массажа
- Современные логопедические технологии
- Логопедическая работа с детьми, имеющими ментальные нарушения
- Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности ("Логопедическая с детьми школьного возраста")
- Ознакомительная практика
Крылова Елена Викторовна
Доцент
Кандидат педагогических наук
Образование, ученая степень и звания:
1996 – окончила специалитет: факультет русского языкаи литературы Смоленского государственного педагогического института, специальность «Русский язык и литература»,
2002 – окончила специалитет: факультет коррекционной педагогики и специальной психологии Московского психолого-социального института, специальность «Логопедия. Специальная психология»,
2008– присвоена ученая степень кандидата педагогических наук, тема диссертации «Развитие связной речи у учащихся с задержкой психического развития в условиях общего образования»,
2012 – присвоено ученое звание доцента
Дополнительное образование/ повышение квалификации:
2017 – прошла курсы повышения квалификации по программе «Информационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы»» в СмолГУ,
2017 – прошла курсы повышения квалификации по программе «Психолого-педагогическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации» в ФГБОУ «Московский педагогический государственный университет»,
2019 – прошла курсы повышения квалификации по программе «Деятельность тьюторов в условиях модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС, ПООП и концепциями модернизации учебных предметов (предметных областей), в том числе, по адаптированным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ» в ООО СП «СОДРУЖЕСТВО», г. Москва,
2019 – прошла профессиональную переподготовку по программе «Специальное (дефектологическое) образование: Олигофренопедагогика» в АНО ДПО «Московская академия профессиональных компетенций»,
2020 – прошла курсы повышения квалификации по программе «Создание и сопровождение учебного курса на платформе Moodle» в СмолГУ
Стаж и опыт работы:
1990-1996 –МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31», учитель начальных классов,
1996-2004 – Смоленский Областной центр диагностики и консультирования, учитель-логопед, методист Областной медико-психолого-педагогической службы, член ПМПК,
с2004 года – сотрудник кафедры,
с 2015 года по наст. время – Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия № 2 г. Смоленска, учитель-логопед, учитель-дефектолог.
Профессиональные интересы:
дифференциальная диагностика, ранняя помощь детям с нарушениями развития, задержка психического развития
Меженцева Галина Николаевна
Преподаваемые дисциплины
- Специальная педагогика
- Специальная психология
- Коррекционно-логопедическая работа с детьми с РДА
- Психолого-педагогическая диагностика и консультирование детей с ОВЗ
- Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями
- Инновационные технологии в специальном образовании
- Дифференциальная диагностика речевых нарушений и сходных состояний
- Сравнительная специальная педагогика
Меженцева Галина Николаевна
Доцент
Кандидат педагогических наук
Образование, ученая степень и звания:
1986 – окончила исторический факультет Смоленского государственного педагогического института, специальность «Учитель истории, обществоведения и английского языка».
1995 – окончила аспирантуру Московского педагогического государственного университета, специальность«13.00.01 – теория и история педагогики», тема диссертации «Дидактическое стимулирование профессионального самоопределения студентов в процессе педагогической практики».
1995 – присуждена ученая степень кандидата педагогических наук
1997 – присвоено звание доцента
Дополнительное образование/повышение квалификации:
2020 – КПК СмолГУ «Создание и сопровождение учебного курса на платформе Moodle».
2019 – повышение квалификации по программе «Инновационные технологии в специальном (дефектологическом) образовании в условиях реализации ФГОС» в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования (АНО ДПО) Волгоградской Гуманитарной Академии профессиональной подготовки специалистов социальной сферы.
2017 – профессиональная переподготовка по программе «Специальный психолог. Коррекционно-развивающая деятельность в многопрофильных организациях для детей с различными нарушениями развития в условиях реализации ФГОС» в АНО ДПО Уральском институте повышения квалификациии переподготовки.
2017 – профессиональная переподготовка по программе «Клиническая логопедия. Коррекционно-восстановительная помощь лицам с расстройствами речевой деятельности» в АНО ДПО Волгоградской Гуманитарной Академии профессиональной подготовки специалистов социальной сферы.
2016 – КПК СмолГУпо программе «Программное обеспечение при обработке научно-исследовательской информации».
Стаж и опыт работы:
С 1987 – сотрудник кафедры
Профессиональные интересы:
история специальной педагогики, инклюзивная и коррекционная педагогика, дефектология, психолого-педагогическая диагностика лиц с ОВЗ, логопедия
Публикации и исследования
Якушева Вероника Владимировна
Преподаваемые дисциплины
- Логопедические технологии
- Логопедия
- Актуальные проблемы специального дефектологического образования
- Актуальные проблемы формирования индивидуального лексикона детей с речевыми нарушениями
- Модернизированные системы исследования речи и ее нарушений
- Проектирование образовательных программ
- Технологии выявления и преодоления дизорфографии
Якушева Вероника Владимировна
Доцент
Кандидат педагогических наук
Образование, учёные степени и звания:
1992 – окончила специалитет: факультет начальных классов Смоленского государственного педагогического института им. Карла Маркса, специальность «Педагогика и методика начального обучения», квалификация «Учитель начальных классов»,
1998 – окончила специалитет: дефектологический факультет Московского государственного открытого педагогического университета, специальность «Дефектология» (специализация «Логопедия»), квалификация «Учитель-дефектолог, учитель-логопед дошкольных, школьных и медицинских учреждений»,
2008 – окончила аспирантуру: МПГУ, специальность «Коррекционная педагогика (логопедия)», тема диссертации «Овладение семантикой вторичных наименований учащимися школы V вида»,
2011 – присвоена учёная степень кандидата педагогических наук
Дополнительное образование/повышение квалификации:
2017 – курсы повышения квалификации «Подготовка специалистов к работе в экспертных группах» ( ГАУ ДПО СОИРО),
2017 – курсы повышения квалификации «Информационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы» (СмолГУ),
2018 – курсы повышения квалификации «Тифлопедагогика. Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения в условиях реализации ФГОС» (АНО ДПО «ВГАППССС», г. Волгоград),
2018 – курсы повышения квалификации «Лингвокультурологический дискурс, межкультурная коммуникация, коммуникативные технологии» (СмолГУ),
2020 – курсы повышения квалификации «Создание и сопровождение учебного курса на платформе «Moodle» (СмолГУ)
Стаж и опыт работы:
1992-1994 – учитель начальных классов средней школы № 2 пос. Бологое-4 Тверской области,
1994-1996 – учитель начальных классов Областного диагностического центра, г. Смоленск,
1996-2000 – учитель-логопед Областного диагностического центра, г. Смоленск,
2000-2002 – методист, учитель-логопед Центра диагностики и консультирования, г. Смоленск,
2002-2003 – доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах СмолГУ,
С 2003 – сотрудник кафедры,
2013–2018 – эксперт по аттестации педагогических работников Аттестационной комиссии Департамента Смоленской области по образованию и науке,
2015-2016 – эксперт по аттестации педагогических работников Аттестационной комиссии Департамента Смоленской области по здравоохранению,
2016 – член жюри Всероссийской Интернет-олимпиады с международным участием по логопедии,
2016-2017 – председатель аттестационной комиссии по приему выпускных квалификационных работ обучающихся по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки «Тифлопедагогика», «Дефектология» (ГАУ ДПО СОИРО),
С 2016 – член областного Экспертного совета,
С 2016 / 2018 – член / председатель Экспертного Совета Регионального заочного Конкурса инновационных программ, проектов, методических разработок педагогов образовательных организаций, осуществляющих обучение детей с ОВЗ,
2018 год – победители (Якушева В.В., Меженцева Г.Н.) Всероссийского конкурса с международным участием «Лучшая инновационная разработка педагога» (номинация «Специальная педагогика»), НОУ ДПО «Экспертно-методический центр «Наука и образование: новое время» ( г. Чебоксары),
С 2019 – член Межрегионального Союза дефектологов,
2020 – член жюри: Региональный этап VII Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России»; Региональный этап III Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России»; Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России-2020»,
2020 – победитель конкурса «Лучший преподаватель года — 2020» (СмолГУ, психолого-педагогический факультет)
Профессиональные интересы:
исследование семантики индивидуального лексикона в лингвистическом и лингвокогнитивном аспекте, нарушения письма и чтения, развитие речи обучающихся с нарушением зрения, история становления и развития специального инклюзивного образования в Смоленской области
Кожемякина Елена Алексеевна
Преподаваемые дисциплины
- Проектирование индивидуальных образовательных траекторий для лиц с тяжелыми нарушениями речи
- Коррекционно-педагогическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с девиантным поведением
- Специальная психология
- Общеметодические аспекты обучения русскому языку детей с речевыми нарушениями
- Теория и методика развития речи детей с речевыми нарушениями
- Специальная педагогика
- Основы абилитационной педагогики
- Проектирование образовательных программ
Кожемякина Елена Алексеевна
Ассистент
Кандидат педагогических наук
Образование, учёные степени и звания:
2012 – окончила филологический факультет Смоленского государственного университета, специальность «Русский язык и литература», квалификация «Учитель русского языка и литературы»,
2016 – окончила заочную аспирантуру при кафедре педагогики и психологии Смоленского государственного университета, специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»,
2019 – защитила кандидатскую диссертацию по теме «Педагогические подходы к процессу социализации воспитанников интернатных учреждений в России во второй половине XXвека (на примере Смоленской области)» в ученом совете Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого,
2020 – присвоена ученая степень кандидата педагогических наук,
Стаж и опыт работы:
2012-2024 – лаборант кафедры экономики СмолГУ,
2022 – призер Областного конкурса молодых ученых 2022 года (номинация «Исследования в области гуманитарных наук»), Администрация Смоленской области (г. Смоленск)
с 2024 года – ассистент кафедры специальной педагогики и психологии СмолГУ
Профессиональные интересы: коррекционная педагогика, история педагогики, воспитание