Направления и результаты научной деятельности
- Информация о реализуемых образовательных программах
- Информация о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для её осуществления
- Внутренняя система оценки качества образования
Научно-исследовательская база для осуществления научно-исследовательской деятельности
При Смоленском государственном университете функционирует диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 99.2.048.02 (исторические науки, специальности: 5.6.1 – отечественная история, 5.6.2 – всеобщая история (новая и новейшая история стран Европы и Америки)).
Более 80% профессорско-преподавательского состава университета имеет ученую степень, около 90% – ученыезвания.
Подготовка высококвалифицированных научных кадров в аспирантуре проводится по 18 научнымспециальностям:
1.1.4 Теория вероятностей и математическая статистика (физико-математические науки);
2.2.16 Радиолокация и радионавигация (физико-математические, технические науки);
2.3.5 Математическое и программное обеспечение вычислительных систем, комплексов и компьютерных сетей (физико-математические, технические науки);
5.1.4 Уголовно-правовые науки (юридические науки);
5.2.3 Региональная и отраслевая экономика (экономические науки);
5.2.6 Менеджмент (экономические науки);
5.3.4 Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред (психологические науки)
5.6.1 Отечественная история (исторические науки);
5.6.2 Всеобщая история (исторические науки);
5.7.7 Социальная и политическая философия (философские науки);
5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки);
5.8.2 Теория и методика обучения и воспитания (математика) (педагогические науки);
5.8.2 Теория и методика обучения и воспитания (химия) (педагогические науки);
5.9.1 Русская литература и литературы народов Российской Федерации (филологические науки);
5.9.5 Русский язык. Языки народов России (филологические науки);
5.10.1 Теория и история культуры, искусства (культурология);
5.12.1 Междисциплинарные исследования когнитивных процессов (философские науки);
5.12.3 Междисциплинарные исследования языка (филологические науки).
Непрерывное пополнение научных кадров обеспечивают молодежные научные советы – Совет молодых ученых и Студенческое научное общество, имеющие финансовый фонд для поддержки молодых ученых университета.
Смоленский государственный университет располагает библиотекой, фонд которой составляет свыше 750 тыс. экземпляров учебной, учебно-методической, научной и справочной литературы.
Университет является постоянным подписчиком электронно-библиотечных систем: «ЭБС ЮРАЙТ», «Национальная Электронная Библиотека (НЭБ)».
Издательство СмолГУ осуществляет подготовку и издание монографий, учебных и методических материалов преподавателей университета.
Издаются научные журналы:
1) входящие в Перечень ВАК, выходят 4 раза в год:
– «Известия Смоленского государственного университета»
– «Региональные исследования»
2) индексируемые в РИНЦ электронные журналы:
– «Квантитативная филология»
– «Туризм и региональное развитие».
Издается более 20 ежегодных периодических изданий, индексируемых в РИНЦ.
Развита инфраструктура научно-исследовательских объединений, представленная научно-образовательными, исследовательскими центрами и лабораториями.
– НОЦ «Лаборатория цвета» («Color Lab»)
Миссия Центра: организация и проведение исследовательских работ в области философии, социологии, психологии, лингвистики цвета, цветового проектирования и дизайна антропогенной среды; изучение политических и культурологических аспектов колористики; использование социогуманитарного знания в образовательных практиках разных уровней. Color Lab проводит междисциплинарные исследования, связанные с изучением цвета и цветовой коммуникации.
– НОЦ «Смоленский центр квантитативной филологии»
Миссия Центра – проведение исследований по филологии с использованием квантитативных методов анализа в коллаборации с отечественными и зарубежными научными центрами и учеными для создания в Смоленском государственном университете центра фундаментальных и прикладных исследований в области квантитативной филологии.
Центр проведит фундаментальные и прикладные исследования в области квантитативной филологии, в том числе, на основе внедрения сквозных технологий национальной технологической инициативы – больших данных и искусственного интеллекта;
– НОЦ «Россия и Беларусь: история и культура в прошлом и настоящем»
Миссия Центра: организация и проведение широкого спектра актуальных с точки зрения пересечения научных задач и современной повестки международного диалога гуманитарных исследований (в области истории, социологии, политологии, филологии); формирование научно-образовательной площадки для взаимодействия молодых гуманитариев России и Беларуси; презентация результатов осуществляемых исследований широкой общественности России и Беларуси.
НОЦ «Региональные исследования»
Цель Центра – теоретические и прикладные исследования проблем регионального развития с учетом достижений отечественной и зарубежной науки (regional science) и образовательно-просветительская деятельность в данной области.
Центр проводит научно-исследовательские работ в областях региональной науки (региональной экономики, региональной социологии, региональной политологии, региональной экологии, социально-экономической географии) с публикацией результатов в российских и зарубежных изданиях, а также их презентацией на всероссийских и международных конференциях, школах, семинарах.
– НОЦ «Лаборатория вероятностных задач аппроксимации»
Цель Центра – реализация комплексного развития теоретических исследований в области математики в СмолГУ на основе интеграции в международную научную повестку, формирование научно-публикаторского центра профессионализации молодых ученых в области математики.
Центр проводит научно-исследовательские работы по фундаментальной математике в широкой области разнообразных вероятностных проблем аппроксимации и их приложений.
– Смоленский научный центр Российской академии образования
Цель СмолНЦ РАО – интеграция научного потенциала РАО и Смоленского государственного университета в реализации совместных фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере педагогики, психологии, междисциплинарных исследований на стыке гуманитарных и естественных наук. Приоритетными направлениями исследования СмолНЦ РАО является организация деятельности психолого-педагогических классов Смоленской области, научно-образовательные проекты с региональным компонентом.
– Федеральный научно-методический центр сопровождения педагогических работников
НМЦ осуществляет научную, методическую, организационную, аналитическую, информационную, просветительскую и иные виды деятельности с целью изучения, формирования, развития и последующего внедрения лучших педагогических практик в образовательную деятельность.
Направления деятельности НМЦ: модели и технологии обучения в цифровой среде; психолого-педагогические методы и методики эффективного взаимодействия педагога с семьей обучающегося, технологии формирования управленческих компетенций руководителей образовательных организаций.
Ключевой задачей НМЦ является создание условий для проведения прикладных исследований образовательных систем, тиражирования образовательных практик, трансфера научных достижений и передовых педагогических технологий в сферу образования, подготовки и переподготовки педагогических работников и управленческих кадров, обеспечивая развитие системы непрерывного педагогического образования.
– НОЦ «Социальные трансформации»
Центр занимается изучением философских, социологических, политических и культурологических аспектов социальных трансформаций. Среди его задач: эффективное воспроизводство научных и научно-педагогических кадров, закрепление молодежи в сфере науки и образования, проведение НИР, повышение качества образовательной деятельности и др.
– НОЦ «Смоленские говоры»
Цель Центра – проведение прикладных и теоретических исследований в области диалектологии, лингвогеографии, региональной лингвистики, лингвокраеведения и образовательно-просветительская деятельность в названных областях.
Центр проводит теоретические исследования и лексикографическое описание говоров Смоленщины, разрабатывает методическое обеспечение и дидактические материалы для изучения регионального компонента в курсе изучения русского языка.
При университете работают социально-психологический центр, физико-математическая школа, школа изобразительного искусства и дизайна, центр робототехники и аддитивных технологий "Модуль".
Оборудование, используемое для научных целей, приобретенное в рамках грантовых проектов
Помещения, используемые для проведения научных исследований и разработок
Направления научных исследований
Код | Наименование специальности, направления подготовки | Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность | Количество НПР, принимающих участие в научной (научно-исследовательской) деятельности, чел. | Количество студентов,принимающих участие в научной (научно-исследовательской) деятельности, чел. | Количество изданных монографий научно-педагогических работников образовательной организации по всем научным направлениям за последний год | Количество изданных и принятых к публикации статей в изданиях, рекомендованных ВАК/зарубежных для публикации научных работ за последний год | Количество патентов, полученных на разработки за последний год: российских/ зарубежных | Количество свидетельств о регистрации объекта интеллектуальной собственности, выданных на разработки за последний год: российских/зарубежных | Среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника организации (в приведенных к целочисленным значениям ставок), тыс.руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
39.04.01 | Социология | Социологические науки | 5 | 48 | 0 | 11/4 | 0/0 | 0/0 | 162,5 |
54.04.01 | Дизайн | Искусствоведение | 111 | 0 | 1/0 | 0/0 | 0/0 | ||
44.04.01 | Педагогическое образование | Науки об образовании | 6 | 526 | 4 | 59/23 | 0/0 | 0/0 | 289,1 |
44.04.03 | Специальное (дефектологическое) образование | ||||||||
44.04.02 | Психолого-педагогическое образование | ||||||||
44.06.01 | Образование и педагогические науки | ||||||||
05.04.06 | Экология и природопользование | Науки о Земле и смежные экологические науки | 8 | 54 | 3 | 13/5 | 0/0 | 0/0 | 93,9 |
02.04.01 | Математика и компьютерные науки | Компьютерные и информационные науки | 3 | 141 | 0 | 7/0 | 0/0 | 7/0 | 97,7 |
09.06.01 | Информатика и вычислительная техника | ||||||||
01.04.02 | Прикладная математика и информатика | Математика | 1 | 21 | 0 | 5/6 | 0/0 | 0/0 | 18,5 |
45.04.01 | Филология | Языки и литература | 7 | 184 | 11 | 95/23 | 0/0 | 0/0 | 193,8 |
45.04.02 | Лингвистика | ||||||||
45.06.01 | Языкознание и литературоведение | ||||||||
37.04.01 | Психология | Психологические науки | 8 | 157 | 3 | 24/11 | 0/0 | 0/0 | 134,5 |
37.06.01 | Психологические науки | ||||||||
40.04.01 | Юриспруденция | Право | 71 | 0 | 15/3 | 0/0 | 0/0 | ||
46.04.01 | История | История и археология | 10 | 78 | 6 | 48/5 | 0/0 | 0/0 | 890,4 |
46.06.01 | История и археология | ||||||||
38.04.01 | Экономика | Экономика и бизнес | 2 | 302 | 10 | 49/1 | 0/0 | 0/0 | 10,0 |
38.04.02 | Менеджмент | ||||||||
38.04.04 | Государственное и муниципальное управление | ||||||||
38.04.09 | Государственный аудит | ||||||||
47.06.01 | Философия, этика и религиоведение | Философия, этика, религиоведение | 2 | 186 | 3 | 3/5 | 0/0 | 0/0 | 200,0 |